В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Установлены правовые основы контроля (надзора) в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения

Глава III Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ дополнена статьей 9.1 «Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

В указанной статье, в частности, установлен порядок организации и проведения дистанционного мониторинга в целях выявления риска несоблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Также установлен порядок проведения контрольных мероприятий в указанной сфере с учетом риск-ориентированного подхода, предусматривающего отнесение деятельности организаций и ИП к определенному уровню риска несоблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ, формируемому ими в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.

Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствующей сфере деятельности, в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами СРО аудиторов, — СРО аудиторов, в отношении адвокатов — адвокатскими палатами субъектов РФ, в отношении нотариусов — нотариальными палатами субъектов РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 15 дней после дня его официального опубликования.

 Федеральный закон от 11.06.2021 N 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Минфином разъяснены новеллы Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ, посвященные контролю за аудиторами в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ

Объектами контроля являются аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В рамках контроля проводится дистанционный мониторинг — анализ информации, поступающей в Росфинмониторинг в целях выявления риска несоблюдения аудиторами обязательных требований.

Риск-ориентированный подход к организации контроля предусматривает отнесение деятельности аудиторов к определенному уровню риска несоблюдения обязательных требований. Уровни риска формируются с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков и дистанционного мониторинга.

Изменения, внесенные в Федеральный закон N 115-ФЗ Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ, вступают в силу с 27 июня 2021 г.

Информационное сообщение Минфина России от 15.06.2021 N ИС-аудит-44 «Определены особенности контроля за аудиторами в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ»

Устранена несогласованность правового регулирования использования клиентом — физическим лицом, в отношении которого проведена упрощенная идентификация, неперсонифицированного электронного средства платежа для перевода электронных денежных средств физическим лицам

Часть 5.1 статьи 10 Федерального закона «О национальной платежной системе» в обновленной редакции предусматривает возможность использования клиентом — физическим лицом неперсонифицированного электронного средства платежа для перевода электронных денежных средств как в пользу юридических лиц и ИП, так и в пользу физических лиц.

Федеральный закон от 11.06.2021 N 187-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»

Минфин России, Минстрой России и ФАС России в совместном письме разъяснили вопрос о возможности изменения цены государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при его исполнении в случае существенного роста цен на строительные ресурсы, приведшего к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта

Ведомства отметили, что при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.

Указанные в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ «независящие от сторон контракта обстоятельства» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.

Таким образом, в случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн. рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

<Письмо> Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта»

Другие документы

Приказ ФССП России от 21.05.2021 N 248 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»

«План мероприятий Федеральной службы судебных приставов по противодействию коррупции на 2021 — 2023 годы» (утв. ФССП России)

Законодательство Алтайского края

Приказ Госинспекции Алтайского края от 31.05.2021 N 3-нп «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленных в инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, замещение которых связано с коррупционными рисками»

Решение Рубцовского городского Совета депутатов от 27.05.2021 N 629 «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»

Законодательство Республики Алтай

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 22.06.2021 N 870-р «О внесении изменений в состав Комиссии Администрации города Горно-Алтайска по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов»

Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 10.06.2021 N 160-у «О внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай»

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2021 N 309-ЭС21-7949 по делу N А60-25039/2020

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных неисполнением судебных приказов.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суд установил, что расчетные операции, необходимые для исполнения судебных приказов, попадающими под внутренний контроль банка, осуществляемый во исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма», действия банка признаны основанными на статье 7 названного Закона, что исключает наличие необходимых условий для взыскания связываемых с ними заявленных убытков как в пользу истца, так и нового кредитора (заявителя).

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2021 N Ф05-23781/2020 по делу N А40-19168/2020

Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Обстоятельства: Клиент ссылается на то, что банк начиная со дня, следующего за днем предъявления им в банк заявления о закрытии расчетного счета и переводе остатка денежных средств на счет в другом банке, неправомерно удерживал чужие денежные средства.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт несвоевременного выполнения банком своих обязательств, в связи с чем возникли основания для начисления процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, расчет процентов выполнен клиентом арифметически и методологически верно.

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2021 N 16-3803/2021

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.

Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021 N 88А-7207/2021 по делу N 2а-119/2020

Категория: Споры с органами власти.

Требования: 1) О признании незаконными действий (бездействия) в сфере противодействия коррупции; 2) О досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения в связи с утратой доверия.

Обстоятельства: Ответчик, являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы сельского поселения муниципального образования, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в связи с чем имеются основания для прекращения его полномочий.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2021 по делу N А60-63787/2020

Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий).

Решение: Требование удовлетворено.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Предмет антикоррупционного иска — денежные средства, полученные в качестве взятки (Григорьева Н.Н., Петушков Д.Н.) («Законность», 2021, N 5)
  • Статья: Борьба с коррупцией на предприятии (Кузина М.) («Трудовое право», 2021, N 5)
  • Статья: Антикоррупционный комплаенс как инструмент профилактики правовых рисков и эффективной защиты имущественных прав компаний (Таут С.В., Овечкина М.А.) («Имущественные отношения в Российской Федерации», 2021, N 3)
  • Статья: О правовом статусе кредитных и некредитных финансовых организаций при реализации ими публично-правовых функций (Лысова Ю.В.) («Хозяйство и право», 2020, N 12)