В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.
Федеральное законодательство
Минтрудом России подготовлен обзор типовых ситуаций, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
В обзоре обобщены результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Банке России, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Отмечается, что конфликт интересов является оценочной категорией, при которой необходимо уделять существенное внимание вопросам квалификации ситуации в качестве конфликта интересов самими служащими, работниками. Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую данные лица не всегда правильно оценивают ту или иную возникающую ситуацию, в связи с чем не принимают должных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Настоящий обзор рекомендуется довести до сведения служащих, работников в целях иллюстрации типовых ситуаций, наиболее часто ошибочно квалифицируемых как отсутствие возможности возникновения конфликта интересов при его фактическом наличии, а также при направлении уведомления о возможности возникновения конфликта интересов без соответствующих на то оснований.
Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 5 «Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов»
Урегулирована деятельность доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица
В Закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, вводятся понятия «доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица» и «протектор».
Уточняется, что юридическое лицо обязано обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию в случае изменения сведений.
Положения об обязанностях юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах распространяются на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией устанавливать сведения о протекторах (при наличии).
Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора.
Требования в отношении идентификации клиента (его представителя) или выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, могут распространяться на доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица.
Федеральный закон от 28.06.2021 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
С 1 сентября 2021 в случае непроведения идентификации клиента организации и ИП, поднадзорные Росфинмониторингу, обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание
Соответствующее уточнение внесено в требования идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366.
приказ вступает в силу с 24 августа 2021 года, за исключением подпункта 1 пункта 1 приказа, который вступает в силу с 1 сентября 2021 года.
Приказ Росфинмониторинга от 15.06.2021 N 134 «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366» Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2021 N 64282.
С 1 сентября 2021 информация, необходимая для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляется по новой форме
Форма представления гражданам сведений кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями разработана в связи с необходимостью отражения информации об утилитарных цифровых правах, цифровых финансовых активах и цифровой валюте.
Со дня вступления в силу Указания признается утратившим силу ранее применявшаяся форма и порядок представления сведений, предусмотренные Указанием Банка России от 14 апреля 2020 года N 5440-У.
Указание Банка России от 27.05.2021 N 5798-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения» Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2021 N 64039.
Распоряжение Росреестра от 01.07.2021 N Р/0208 «Об утверждении карты коррупционных рисков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и мер по их минимизации»
Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 «Об организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Федеральной антимонопольной службе»
Законодательство Алтайского края
Постановление Правительства Алтайского края от 02.07.2021 N 235 «О предоставлении некоммерческим организациям субсидий на антикоррупционное и правовое просвещение населения»
Приказ УТЗН Алтайского края от 21.07.2021 N 45/Пр/123 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленных в управлении Алтайского края по труду и занятости населения, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Законодательство Республики Алтай
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 07.07.2021 N 196-у «О внесении изменений в состав президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Алтай, утвержденный Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 19 января 2018 года N 19-у»
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 07.07.2021 N 195-у «О внесении изменений в Порядок осуществления контроля за соблюдением федерального законодательства и законодательства Республики Алтай о противодействии коррупции в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай, государственных учреждениях Республики Алтай и организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Алтай, а также за реализацией в них мер по профилактике коррупционных правонарушений»
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 24.06.2021 N 78-АД21-7-К3
Требование: Об отмене актов о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, за незаконное привлечение к трудовой деятельности муниципального служащего.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку в данном случае обстоятельств, свидетельствующих о том, что деятельность, осуществляемая в муниципальном казенном учреждении, является деятельностью, связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий, в связи с чем исполнение в этом учреждении должностных обязанностей главного специалиста отдела закупок не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на муниципальной службе, не представлено.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.06.2021 N Ф01-2439/2021 по делу N А43-4573/2020
Требование: Об обязании возобновить предоставление услуги по дистанционному банковскому обслуживанию.
Обстоятельства: Стороны заключили договор-конструктор на расчетно-кассовое обслуживание. Банк счел, что клиент является участником транзитной схемы и что конечной целью совершения им операций является обналичивание денежных средств, и приостановил оказание услуги по дистанционному банковскому обслуживанию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано, что прекращение обслуживания банковского расчетного счета клиента в части его дистанционного обслуживания было связано с попытками клиента легализовать (отмыть) доходы, полученные преступным путем, и/или с финансированием терроризма.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 N 09АП-29213/2021 по делу N А40-228251/2020
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: 1) Об обязании исполнить договор; 2) О признании незаконным одностороннего отказа от договора.
Обстоятельства: Не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что банковские операции истца в спорный период были запутанными, неочевидными, не имели реальной цели.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021 по делу N 88-15747/2021
Категория: Споры с прокуратурой.
Требования: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Прокуратурой рассмотрены материалы о результатах осуществления контроля за расходами государственного служащего, по результатам контроля выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица общему доходу, полученному в совокупности.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 04.03.2021 по делу N 33а-3562/2021
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий по рассмотрению заявления о восстановлении в звании, ответа на заявление, об обязании повторно рассмотреть заявление.
Обстоятельства: Административный истец был привлечен к уголовной ответственности, лишен специального воинского звания, права занимать должности в органах службы исполнения наказаний на определенный срок, по истечении данного срока истец обратился с заявлением о восстановлении в звании, но ему было отказано, с чем истец не согласен, указывая, что имеет безупречную выслугу, осознал вину в совершенном преступлении и приложил все усилия, чтобы загладить его последствия, судимость снята.
Решение: Отказано.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:
- Статья: Согласование запретов и дозволений, установленных в целях противодействия коррупции, как междисциплинарная проблема (Михайлов В.И.) («Журнал российского права», 2021, N 6)
- Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.) («Законность», 2021, N 6)
- Статья: К вопросу о противодействии коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (Кочкина О.В., Дроздова Е.А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2021, N 5)