В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Федеральное законодательство

Государствами — членами ЕАЭС заключено соглашение о порядке осуществления информационного взаимодействия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении через таможенную границу Союза наличных денежных средств и денежных инструментов

Информационное взаимодействие осуществляется по запросам уполномоченных, правоохранительных и таможенных органов Сторон.

Информационное взаимодействие может осуществляться с использованием интегрированной информационной системы Союза при условии, что указанная информационная система будет обеспечивать меры по защите предоставляемой информации.

Информация, полученная в рамках настоящего Соглашения, является конфиденциальной и не может быть использована без письменного согласия представившего такую информацию органа в иных целях, чем те, для которых она запрашивалась и была представлена.

Порядок обмена, условия и меры по защите сведений, составляющих государственную тайну (государственные секреты) государств-членов, определяются отдельными международными договорами, применимыми в отношениях между государствами-членами.

Обмен информацией об административных и уголовных делах, предметом которых являются наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма, осуществляется в рамках международных договоров, применимых в отношениях между государствами-членами.

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право Союза.

 «Соглашение об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза» (Заключено в г. Москве 20.07.2021)

Скорректированы требования к обязательным программам правил внутреннего контроля, разрабатываемым организациями и индивидуальными предпринимателями в целях ПОД/ФТ

Уточнения коснулись «программы выявления операций» и «программы по отказу».

Так, в частности, программа выявления операций должна в числе прочего предусматривать процедуру выявления необычных разовых операций (сделок), в том числе подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер, либо совокупности операций и (или) действий клиента (его представителя), связанных с проведением каких-либо операций, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Конкретизированы также положения, касающиеся регламентации действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции. В частности установлено, что в программу по отказу включаются основания и порядок действий при отказе в приеме клиента на обслуживание с учетом требований пункта 2.2 статьи 7 Федерального закона о ПОД/ФТ.

Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1187 «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями»

Разъяснены требования к правилам внутреннего контроля финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения

Отмечается, что финансовые организации самостоятельно определяют необходимость разработки ПВК в целях ПФРОМУ в виде отдельного документа, являющегося составной частью комплекта документов, либо в виде включения программ, предусмотренных Указанием Банка России от 22.02.2019 N 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения», в правила внутреннего контроля, являющиеся комплексным документом. Одновременно является допустимым дополнение программ в составе действующей редакции правил внутреннего контроля (программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки, программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом) соответствующими порядками и положениями, предусмотренными Указанием N 5075-У.

<Информация> Банка России «О применении Указания Банка России N 5075-У»

С 1 сентября 2021 в случае непроведения идентификации клиента организации и ИП, поднадзорные Росфинмониторингу, обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание

Соответствующее уточнение внесено в требования идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366.

приказ вступает в силу с 24 августа 2021 года, за исключением подпункта 1 пункта 1 приказа, который вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

Приказ Росфинмониторинга от 15.06.2021 N 134 «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366» Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2021 N 64282.

Другие документы

Письмо Банка России от 29.12.2018 N 12-3-3/10687 «Обобщение практики применения некредитными финансовыми организациями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

Законодательство Алтайского края

Приказ Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края от 28.06.2021 N 15-а «Об утверждении Положения о рабочей группе по реализации в Алтайском крае мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 — 2023 годы»

Постановление Администрации Шелаболихинского района от 23.06.2021 N 286 «О внесении изменений в постановление Администрации района от 05.11.2020 N 457 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма в Шелаболихинском районе» на 2021 — 2025 годы»

Судебная практика

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2021 N 223-УД21-7-А6

Приговор: По ч. 2 ст. 205.2 УК РФ за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, ч. 2 ст. 280 УК РФ за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ч. 1 ст. 222 УК РФ за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов.

Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2021 N Ф07-6872/2021 по делу N А56-9307/2020

Требование: Об отмене представления и постановления о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ за непредставление уполномоченному органу информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество лишь распространяло лотерейные билеты, на общество не возлагалась обязанность выплачивать выигрыши по приобретенным лотерейным билетам; правонарушение квалифицировано как малозначительное.

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2021 N 88-9340/2021

Категория: Споры с органами государственной власти.

Требования: Об обязании совершить определенные действия.

Обстоятельства: Истец указал, что отсутствие спорного ограждения существенно затрудняет контроль администрации школы за перемещением лиц по территории образовательного учреждения, позволяет посторонним лицам путем свободного доступа проникать на территорию школы и, как следствие, ставит под угрозу здоровье и безопасность детей и подростков из числа обучающихся, а также педагогического и технического персонала школы.

Решение: Удовлетворено.

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2021 N 77-946/2021

Приговор: По ч. 2 ст. 208, ч. 3 ст. 222 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов).

Определение: Приговор изменен: исключено указание при назначении наказания на совершение осужденным особо тяжкого преступления и об учете мнения потерпевшей при назначении наказания; назначенное наказание смягчено; по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 5 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2021 по делу N 88-12029/2021

Категория: Прочие гражданско-правовые споры.

Требования: Об обязании выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Обстоятельства: В нарушение требований законодательства в школе не обеспечена охрана лицензированной охранной организацией, школа не оборудована охранной сигнализацией, входная дверь не оборудована электронным замком, не оснащена системой передачи тревожных сообщений. В здании школы не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений. Не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории).

Решение: Удовлетворено.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Административная ответственность за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму: проблемы и перспективы развития (Канунникова Н.Г.) («Административное право и процесс», 2021, N 6)
  • Статья: Проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности МЧС России за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (Немченко С.Б., Корчуков А.А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2021, N 5)