В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.
Федеральное законодательство
При осуществлении операций по размену банкнот или монет или замене поврежденных банкнот и монет на сумму до 40 000 рублей, идентификация клиента — физического лица проводиться не будет
Исключением может являться ситуация, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В случае совершения аналогичных операций на сумму от 40 000 до 100 000 рублей либо ее эквивалент в иностранной валюте, может быть проведена упрощенная идентификация физического лица.
Федеральный закон от 19.11.2021 N 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Трудовые, служебные отношения близкого родственника судьи с одним из участников дела, рассматриваемого данным судьей, могут неоднозначно восприниматься другими участниками рассматриваемого дела
Положения пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» содержат требование к судье, оказавшемуся в ситуации конфликта интересов при рассмотрении конкретного дела: судья должен заявить самоотвод либо известить участников процесса о сложившейся ситуации. Такая же обязанность судьи закреплена в пункте 4 статьи 8 Кодекса судейской этики.
Поэтому при наличии внешних (формальных) признаков возникновения конфликта интересов, несмотря на внутреннюю убежденность судьи в отсутствии оснований для заявления самоотвода, комиссия по этике рекомендует довести до сведения участвующих в деле лиц о соответствующих обстоятельствах. При рассмотрении дела, в котором участвует прокурор, судье рекомендуется сообщить о работе его близкого родственника в прокуратуре области.
Отвод, заявленный участниками процесса, считающими это обстоятельство существенным, рассматривается в установленной процессуальным законом процедуре, в которой мнение заинтересованного лица не имеет решающего значения. Но перевод вопроса в сферу регулирования процессуального законодательства в такой ситуации снимает претензии к судье по поводу несоблюдения требований Кодекса судейской этики.
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 17.11.2021 N 9-КЭ «О возможности возникновения конфликта интересов в профессиональной деятельности судьи в случае занятия его близким родственником должности в органах прокуратуры»
Определен порядок проведения Центробанком оценки рисков совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Установлено, что Банк России проводит такую оценку рисков по секторам экономической деятельности в отношении лиц, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых он осуществляет.
При проведении секторальной оценки рисков используются результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также может учитываться, в частности, информация о проведении указанными лицами операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и очевидной законной цели.
Результатом проведения такой оценки является отчет, который утверждается Председателем Банка России или ответственным заместителем Председателя Банка России.
Указание Банка России от 05.10.2021 N 5966-У «О порядке проведения Банком России оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков)» Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2021 N 65732.
Обновлен порядок надзора Банком России за соблюдением требований к размещению сведений в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также в единой биометрической системе (ЕБС)
Действие Указания распространяется на кредитные организации и некредитные финансовые организации, являющиеся операторами финансовых платформ.
В рамках надзора Банк России проводит проверки полноты внесения сведений в ЕСИА и ЕБС, а также запрашивает документы и информацию, подтверждающие соблюдение порядка размещения и обновления сведений и биометрических персональных данных.
Документ заменит собой Указание Банка России от 17.10.2018 N 4933-У.
Указание Банка России от 21.09.2021 N 5936-У «О порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением банками и операторами финансовых платформ порядка размещения и обновления сведений, указанных в пункте 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2021 N 65581.
«Перечень коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ГФС России» (утв. ГФС России 26.11.2021)
«Методические рекомендации по порядку рассмотрения должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях» (утв. Минобороны 08.11.2021)
Законодательство Алтайского края
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 08.11.2021 N 378 «О порядке уведомления лицами, замещающими отдельные государственные должности Алтайского края, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, приема подарка, его хранения, определения стоимости и реализации (выкупа)»
К лицам, замещающим отдельные государственные должности Алтайского края, отнесены: лица, замещающие государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий Счетной палаты Алтайского края; лица, замещающие должность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае; лица, замещающие должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае; лица, замещающие должность Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае. Лица не вправе получать подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, за исключением подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Уведомление о получении подарка представляется указанными лицами в Алтайское краевое Законодательное Собрание через отдел по профилактике коррупционных правонарушений экспертно-правового управления аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка. В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 тысяч рублей.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30.11.2021 N 413 «Об утверждении состава Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу»
Законодательство Республики Алтай
Приказ Минздрава Республики Алтай от 11.11.2021 N 146-од «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 21 октября 2021 года N 135-од и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Алтай»
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2021 N 46-УДп21-25-К6
Приговор: По ч. 6 ст. 290 УК РФ за получение взятки, по ч. 4 ст. 159 УК РФ за мошенничество.
Определение ВС РФ: Уголовное дело передано на новое кассационное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции, уменьшив объем предъявленного осужденному обвинения и переквалифицировав его действия, придал отсутствующим в уголовном деле доказательствам определяющее значение и в должной мере не учел другие исследованные в судебном заседании доказательства, положенные в основу приговора, не указав причины, по которым эти доказательства признаны недопустимыми и недостоверными.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2021 N Ф05-24070/2021 по делу N А40-207643/2020
Требование: О признании действий, выразившихся в неисполнении платежного поручения, незаконными.
Обстоятельства: Клиент ссылается на то, что банк отказал в исполнении платежного поручения на перечисление денежных средств контрагенту без объяснения причин отказа и запроса о представлении информации и документов в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку банком не представлены доказательства того, что операции клиента являлись подозрительными, а также не представлено решение уполномоченного органа о блокировке счета или решение суда.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2021 N Ф03-5792/2021 по делу N А59-420/2021
Требование: О признании незаконными действий банка по отказу в выполнении платежного поручения.
Обстоятельства: Банк отказался исполнить платежное поручение с назначением платежа — возврат денежных средств по договору беспроцентного денежного займа в связи с наличием подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку недопустимо ограничение прав клиента на распоряжение принадлежащими ему денежными средствами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, не имевших места в спорной ситуации.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 N 16-7864/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2021 по делу N 10-13273/2021
Приговор: По пп. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Определение: Приговор изменен в части исключения ссылки на фамилию человека, в отношении которого выделено уголовное дело в отдельное производство.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:
- Статья: Доктринальная характеристика «бытовой» коррупции в регионах России: особенности и закономерности воспроизводства, перспективные способы профилактики (Шафеев Р.Ш., Смотрина О.С.) («Журнал российского права», 2021, N 10)
- Статья: Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты (Суховецкий М.И.) («Миграционное право», 2021, N 3)