В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Подписан закон, определяющий порядок направления сотрудников дипслужбы МИД РФ на работу из центрального аппарата МИД РФ в его загранучреждения

Предусмотрено, что сотрудники дипломатической службы, замещающие должности, включенные в устанавливаемый МИД РФ перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате МИД РФ и его территориальных органах, замещение которых связано с обязательной ротацией, подлежат направлению на работу из центрального аппарата в загранучреждения МИД РФ с учетом их квалификации и специализации.

Кроме того, документом положения Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации в иностранном государстве» приведены в соответствие с законодательством о противодействии коррупции.

Признана утратившей силу статья 11 Федерального закона от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

Федеральный закон от 01.04.2022 N 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)»

Закреплена обязанность декларирования сведений о цифровых финансовых активах отдельными категориями лиц

В частности, внесены поправки в отдельные законодательные акты РФ в части необходимости представления кандидатами, участвующими в выборах, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Федеральный закон от 01.04.2022 N 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Правила определения перечня организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму приведены в соответствие с действующим законодательством

Уточнено, что информация о включении в соответствующий перечень или об исключении из него организаций и (или) физлиц также доводится до доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица.

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 322 «О внесении изменения в пункт 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц»

Подписан закон, предусматривающий механизм обращения в доход государства средств чиновников, в отношении которых не представлены сведения о законности их получения

Законом предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства на счетах лиц, осуществление полномочий которыми влечет обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Выявление указанных обстоятельств будет осуществляться в рамках проведения прокурорских проверок.

Нижний предел суммы денежных средств, в отношении которых органы прокуратуры должны будут обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход государства, установлен в размере 10 000 рублей.

Федеральный закон от 06.03.2022 N 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции»

Другие документы

Приказ Минздрава России от 17.03.2022 N 179 «Об утверждении реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством здравоохранения Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством здравоохранения Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»

«Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (утв. Минфином России)

Законодательство Алтайского края

Постановление Председателя Барнаульской городской Думы от 14.03.2022 N 3 «Об утверждении Порядка рассмотрения сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, направленного лицами, замещающими должности муниципальной службы в аппарате Барнаульской городской Думы»

Распоряжение Правительства Алтайского края от 09.03.2022 N 55-р <О внесении изменений в Распоряжение Правительства Алтайского края от 23.11.2017 N 374-р «Об утверждении состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края и государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Алтайского края, и урегулированию конфликта интересов»>

Законодательство Республики Алтай

Постановление Правительства Республики Алтай от 30.03.2022 N 110 «О внесении изменений в государственную программу Республики Алтай «Комплексные меры профилактики правонарушений и защита населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций»

Приказ Минприроды Республики Алтай от 14.03.2022 N 145 «О внесении изменений в Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Алтай, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Алтай обязаны представлять сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, начиная с 2019 года и ежегодно, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 18 февраля 2020 года N 106»

Судебная практика

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2021 N Ф05-8662/2021 по делу N А40-153785/2020

Требование: О взыскании неосновательного обогащения.

Обстоятельства: При перечислении остатка денежных средств с расчетного счета клиента банк удержал комиссию.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку возложение на клиента банка расходов по проведению контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются или не являются они следствием такого контроля, недопустимо.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 N 09АП-8085/2022 по делу N А40-174912/2021

Категория спора: Банковский счет.

Требования клиента: 1) О взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно списанной комиссии; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Обстоятельства: Осуществление кредитной организацией публичной функции по контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может использоваться в частно-правовых отношениях в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитной организацией признаны сомнительными.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2022 N 88А-4523/2022 по делу N 2а-1/2021

Категория: Споры с органами власти.

Требования: О досрочном прекращении полномочий мэра муниципального образования.

Обстоятельства: Прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения администрацией муниципального образования и должностных лиц требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности мэра выявлен факт неисполнения обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Решение: Дело передано на новое рассмотрение.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 N 09АП-1283/2022-ГК по делу N А40-215863/2021

Категория спора: Неосновательное обогащение.

Требования заявителя: 1) О взыскании неосновательного обогащения; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Обстоятельства: Факт поступления от истца денежных средств на расчетный счет, открытый ответчиком (банком), подтверждается платежным поручением. Позиция ответчика о возможности списания денежных средств со счета только на основании распоряжения клиента в данном случае является ошибочной, поскольку третье лицо соответствующих распоряжений дать не может, так как фактически расчетный счет не открывало. Таким образом, оснований для удержания денежных средств ответчиком на заблокированном счете не имеется.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2022 N Ф06-15625/2022 по делу N А55-29743/2020

Требование: О признании незаконным отказа в выполнении распоряжения о совершении операции по платежному поручению, обязании выполнить распоряжение.

Обстоятельства: Клиент (общество) полагал, что односторонний отказ банка от исполнения условий договора банковского обслуживания является незаконным и нарушает его права.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку банк не привел никаких конкретных обстоятельств, позволяющих ему усомниться в правомерности деятельности общества и, как следствие, квалифицировать спорные операции в качестве подозрительных.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Прокуроры остановили часы генерала (Панин Е., Сидельников А.) («Жилищное право», 2022, N 2)
  • Статья: Как силовики доказывают факты коррупции в арендных делах? Аренда и коррупция — анализ судов (Зеленая У.) («Жилищное право», 2022, N 2)
  • Статья: Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт (Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.) («Административное право и процесс», 2022, N 1)
  • Статья: Противодействие коррупции в Республике Индия: опыт и основные тенденции (Кобец П.Н.) («Международное публичное и частное право», 2022, N 1)
  • Статья: Английский законодательный опыт противодействия коррупции в частном секторе (Иногамова-Хегай Л.В.) («Международное публичное и частное право», 2022, N 1)
  • Статья: Коррупция в таможенных органах России: противодействие в современных реалиях (Федоренко Д.Н.) («Таможенное дело», 2021, N 4)
  • Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц (Андреечев И.С.) («Административное и муниципальное право», 2021, N 4)