В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Банком России утверждены перечни критериев отнесения к группам риска совершения подозрительных операций

Предусмотрены следующие критерии отнесения юрлиц (за исключением кредитных организаций, госорганов и органов МСУ) и ИП к группам риска:

в области оценки видов, характера и финансовых результатов его деятельности;

в области оценки операций по счетам в кредитных организациях;

в области оценки учредителей (участников), руководителей юридического лица, а также физлица, зарегистрированного в качестве ИП;

в области оценки аффилированности с иными юрлицами (индивидуальными предпринимателями), совершающими подозрительные операции.

Критерии, непосредственно не характеризующие подозрительные операции, не являются самостоятельными основаниями для отнесения к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

Решение Совета директоров Банка России от 24.06.2022 «О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций»

Подписан закон, сокращающий сроки блокировки счетов на основании решений СБ ООН в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Закон о ПОД/ФТ приведен в соответствие с международными стандартами в указанной сфере.

В частности, закреплен механизм «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН, согласно которому меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, определенные решениями Совета Безопасности ООН, финансовыми организациями должны будут применяться незамедлительно, но не позднее 20 часов с момента получения уведомления Росфинмониторинга о принятии соответствующих решений. Указанное уведомление Росфинмониторинг направит финансовым организациям в срок до 4 часов с момента непосредственного размещения решений Совета Безопасности ООН на его официальном сайте в сети «Интернет».

Кроме этого, документом:

определены обязанности финансовых организаций по отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, возложены обязанности по направлению в Росфинмониторинг информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2022 года.

Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Разъяснены новые полномочия прокуроров в сфере контроля за законностью получения денежных средств лицами, представляющими сведения о доходах

Проанализированы положения Федерального закона от 06.03.2022 N 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».

В частности, сообщается, о необходимости организации надлежащего взаимодействия с кадровыми подразделениями поднадзорных органов в целях обеспечения своевременного поступления соответствующих материалов и их рассмотрения в установленный законом десятидневный срок.

Также необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения сроков проведения проверок по поступившим материалам (не позднее 6 месяцев с даты увольнения проверяемого лица), направления в суд заявления о взыскании в доход РФ денежных средств (не позднее 4 месяцев с момента получения материалов). Минимальная сумма иска — 10 тыс. рублей.

Информационное письмо Генпрокуратуры России от 20.04.2022 N 86-13-2022/Иф5433-22 «О новых полномочиях прокуроров в сфере контроля за законностью получения денежных средств лицами, представляющими сведения о доходах, их супругами и несовершеннолетними детьми»

Обновлены требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций

Требования подлежат применению, в том числе доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда).

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366.

Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций» Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2022 N 68913.

Другие документы

Приказ Роструда от 28.06.2022 N 198-к «Об утверждении Перечня коррупционно-опасных функций и определении признаков, характеризующих коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций в Федеральной службе по труду и занятости»

Приказ Ространснадзора от 28.04.2022 N ВБ-243фс «Об утверждении перечня коррупционно-опасных функций при выполнении должностных обязанностей в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

Законодательство Алтайского края

Решение Барнаульской городской Думы от 17.06.2022 N 926 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы города Барнаула, и муниципальными служащими города Барнаула сведений о размещении общедоступной информации и данных, позволяющих их идентифицировать, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обработки такой информации, проверки достоверности и полноты представленных сведений»

 Указ Губернатора Алтайского края от 27.06.2022 N 96 «О внесении изменений в некоторые указы Губернатора Алтайского края»

Законодательство Республики Алтай

Приказ Минприроды Республики Алтай от 09.06.2022 N 383 «Об утверждении Порядка сообщения государственными гражданскими служащими Республики Алтай, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Алтай в Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и признании утратившими силу приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 15 марта 2016 г. N 136 и некоторых приказов Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай»

Приказ Минсельхоза Республики Алтай от 19.09.2019 N 220 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов»

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 23.06.2022 N 309-ЭС22-9791 по делу N А60-20346/2021

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий по ограничению банковского обслуживания расчетного счета, об обязании возобновить дистанционное обслуживание.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из наличия у ответчика оснований для приостановления дистанционного банковского обслуживания истца в том числе ввиду предоставления клиентом неполного пакета документов, а также в связи с тем, что операции клиента были признаны сомнительными. Кроме того, суд первой инстанции учел, что дистанционное банковское обслуживание счета клиента в ходе рассмотрения дела восстановлено.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2022 N Ф05-2414/2018 по делу N А40-137649/2016

Требование: О привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

Решение: Требование удовлетворено, так как приговором гражданин признан контролирующим общество (должника) лицом и осужден по ст. ст. 158, 174, 210 УК РФ в связи с легализацией преступных доходов посредством заключения мнимых договоров купли-продажи ценных бумаг. Согласно приговору для вывода из общества бюджетных средств, поступивших в качестве субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, руководитель, а также по его указанию участник преступного сообщества использовали подставные организации, в которые под видом приобретения ценных бумаг перечисляли денежные средства с последующим их выводом для материального обогащения.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2022 N 88-9500/2022 по делу N 2-2438/2020

Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.

Требования: О признании незаконным указа, об обязании расторгнуть трудовой договор.

Обстоятельства: Истец указал, что министром систематически допускались нарушения норм законодательства о противодействии коррупции, не были приняты меры к урегулированию конфликта интересов и уведомлению о таком конфликте, а также указаны недостоверные и неполные сведения в отношении себя и супруги в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2022 N 88-1426/2022 по делу N 2-43/2021

Категория спора: Причинение вреда имуществу.

Требования потерпевшего: О взыскании в доход РФ суммы дохода, полученного в результате незаконной деятельности по заключению муниципального контракта.

Обстоятельства: Умышленными действиями ответчиков существенно нарушены права и законные интересы муниципального района, причинен вред деловой репутации органа местного самоуправления. Преступными действиями ответчиков нарушена самостоятельная деятельность органа местного самоуправления по надлежащему обоснованному исполнению местного бюджета с учетом интересов населения.

Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Московского городского суда от 31.03.2021 по делу N 10-3241/2021

Приговор: По п. «а», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Определение: Приговор изменен, исключено указание на назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе, связанные с выполнением административно-хозяйственных функций.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Вопрос: Какие меры по противодействию финансированию терроризма предусмотрены в Российской Федерации? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
  • Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги? («Официальный сайт МЧС России», 2022)
  • Статья: Об экстерриториальной юрисдикции FCPA (1977 г.) и противодействии коррупции в организациях (Есаян А.К.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2022, N 2)