В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по таможенному делу.

Федеральное законодательство

Определены таможенные органы, обладающие компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку на таможенной территории, переработку вне таможенной территории и переработку для внутреннего потребления

Установлено, в частности, что компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку на таможенной территории и переработку вне таможенной территории в виде декларации на товары, обладают таможенные органы, уполномоченные регистрировать декларации на товары, используемые в качестве заявления на переработку.

Компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку на таможенной территории, переработку вне таможенной территории и переработку для внутреннего потребления в отношении отдельных категорий товаров, обладают таможенные органы, наделенные компетенцией по совершению таможенных операций с указанными товарами на основании иных нормативных правовых актов, принятых в соответствии с законодательством РФ.

Компетенцией по осуществлению таможенного контроля за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления обладает таможня, выдавшая разрешение на переработку.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минфина России от 20.05.2022 N 77н «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с выдачей разрешений на переработку на таможенной территории, переработку вне таможенной территории, переработку для внутреннего потребления и по осуществлению таможенного контроля за соблюдением условий использования товаров в соответствии с данными таможенными процедурами» Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2022 N 68930.

Даны разъяснения об особенностях приобретения автомобиля в Казахстане в целях его последующего ввоза в Россию

ФТС России прежде всего рекомендует тщательно проверять документы в целях подтверждения факта, что такие автомобили имеют статус товаров ЕАЭС. При этом следует обращать внимание на следующие риски, связанные с таможенными ограничениями:

— в Республике Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к ВТО, в отношении некоторых категорий автомобилей применяются «пониженные» ставки ввозных таможенных пошлин. Республика Казахстан взяла на себя обязательства по недопущению вывоза таких товаров на территорию других государств — членов ЕАЭС без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных по «пониженным» ставкам, и сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Ввоз в РФ автомобилей, выпущенных в Республике Казахстан по «пониженным» ставкам, без доплаты запрещен. Доплата осуществляется в Республике Казахстан до фактического ввоза в РФ;

— в Республике Казахстан в отношении автомобилей с электрическими двигателями, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предоставляется тарифная льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины. Передача лицам РФ прав владения, пользования, распоряжения указанными автомобилями, в отношении которых применена такая тарифная льгота, не допускается.

Кроме того, гражданам РФ ввоз автомобилей с электрическими двигателями, выпущенных в Республике Казахстан с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в качестве транспортных средств для личного пользования, без уплаты таможенных пошлин, налогов запрещен;

— также в Республике Казахстан зафиксированы отдельные факты незаконной постановки временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах (не являющихся государствами — члена ЕАЭС), на регистрационный учет без осуществления таможенного оформления для целей выпуска в свободное обращение. Такие транспортные средств имеют статус иностранных товаров, находятся под таможенных контролем и их передача иным лицам на праве владения, пользования и (или) распоряжения, не допускается.

<Информация> ФТС России «Ввоз транспортных средств из Республики Казахстан»

Разъяснена процедура освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и утилизационного сбора магистральных тягачей (не старше трех — пяти лет)

Сообщается, в частности, что предложения государств — членов ЕАЭС о предоставлении тарифных льгот вносятся в ЕЭК органом государственной власти государства — члена ЕАЭС, уполномоченным в соответствии с законодательством этого государства на взаимодействие с ЕЭК.

Формирование позиции Российской стороны к заседаниям ЕЭК по вопросам предоставления тарифных льгот производится в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1166 через подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, обеспечение деятельности которой возложено на Минэкономразвития России.

Предложения по установлению тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин рассматриваются Подкомиссией на основании рассмотренных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти обращений предприятий, организаций, отраслевых ассоциаций и союзов, министерств и ведомств, субъектов РФ, других заинтересованных лиц.

Для установления тарифной льготы заинтересованному лицу необходимо обратиться в Подкомиссию по форме, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России www.economy.gov.ru в разделе «Внешнеэкономическая деятельность» (подраздел Таможенно-тарифное регулирование»), с предоставлением соответствующего финансово-экономического обоснования, подтверждающего целесообразность реализации предложений по установлению тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

<Письмо> Минфина России от 25.05.2022 N 27-03-09/48703 <Об установлении тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и утилизационного сбора>

У физических лиц, выезжающих из РФ в другое государство — член ЕАЭС, появится возможность пользоваться услугами магазинов беспошлинной торговли

В настоящее время подпунктом «в» пункта 4 части 6 статьи 380 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что торговые залы магазина беспошлинной торговли, предназначенные для реализации товаров физическим лицам, в том числе выезжающим из РФ в другое государство — член ЕАЭС, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу воздушным транспортом таким образом, чтобы была исключена возможность реализации товаров физическим лицам, выезжающим из РФ. При этом во всех государствах — членах ЕАЭС, кроме Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 243 ТК ЕАЭС «Содержание и применение таможенной процедуры беспошлинной торговли» осуществляется реализация товаров в торговых залах магазинов беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим из одного государства — члена ЕАЭС в другое государство — член ЕАЭС.

В целях установления единообразного подхода к применению подпункта 3 пункта 2 статьи 243 ТК ЕАЭС внесенными изменениями предусматривается разрешение реализации товаров в торговых залах магазинов беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим из РФ в другое государство — член ЕАЭС.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28.06.2022 N 214-ФЗ «О внесении изменения в статью 380 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Другие документы

Федеральный закон от 14.07.2022 N 246-ФЗ «О ратификации Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза»

Федеральный закон от 28.06.2022 N 192-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений статьи 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»

Судебная практика

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.07.2022 N С01-658/2022 по делу N А40-96608/2021

Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик осуществил импорт на территорию Российской Федерации товара, маркированного спорным обозначением.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказаны факт незаконного использования ответчиком товарного знака и размер компенсации, заявленный к взысканию при отсутствии оснований для его снижения.

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2022 N 301-ЭС22-8781 по делу N А43-5942/2021

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления таможенного органа о привлечении общества к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товара.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, с чем согласился суд округа.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.06.2022 N Ф04-2355/2022 по делу N А27-18971/2021

Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за то, что обществом в декларации на товары не заявлены сведения о части товара (лесоматериалов).

Решение: Требование удовлетворено, поскольку задекларированные объемы лесоматериала превышают фактически выявленные, иной (незадекларированный) товар не обнаружен, общество заявило недостоверные сведения о характеристиках товара (породе древесины), однако это не привело к занижению подлежащих уплате таможенных пошлин.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.06.2022 N Ф04-2980/2021 по делу N А27-13069/2020

Требование: О признании незаконными действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара, обязании возвратить излишне уплаченный НДС.

Обстоятельства: Таможенная стоимость ввозимого оборудования определена декларантом по стоимости сделки без включения шеф-монтажных работ, что явилось основанием для корректировки.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку проведение шеф-монтажа относится к дополнительной услуге, ее цена не включена в стоимость товара, сторонами согласован различный порядок оплаты, на момент ввоза оборудования расходы на его монтаж у декларанта отсутствовали.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2022 N Ф05-8910/2022 по делу N А40-154480/2021

Требование: О признании незаконными решений таможенного органа.

Обстоятельства: По результатам анализа представленных обществом документов при подаче деклараций и по итогам проведения дополнительной проверки таможенный орган принял решение о внесении изменений в декларацию на товары. Жалоба общества другим оспариваемым решением была отклонена.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку представленные обществом документы содержат достаточную и количественно определенную ценовую информацию о ввезенном товаре; таможенный орган не доказал наличие оснований, препятствующих применению основного метода при определении таможенной стоимости товара, а также правомерность использования резервного метода ее определения.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Вопрос: Как вернуть авансовые платежи? («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: Является ли обязательным в случае, если декларант не располагает необходимыми и документально подтвержденными сведениями о транспортном средстве на момент таможенного оформления, указание в графе 21 экспортной таможенной декларации сведений о государственном регистрационном номере транспортного средства? («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: Применение положений Решения Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 N 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» (далее — Решение ЕМПС N 5). («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: В связи с уплатой экологического сбора необходимо ли указывать в таможенной декларации отдельно упаковку товара и ее параметры? («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: В графе 26 ж/д накладной проставляется разная дата принятия перевозчиком экспортного груза. На станции задержано несколько вагонов, причина — отгрузка товара несколькими товарными партиями. Что принимать за одну товарную партию? Промежуток времени отправки одной товарной партии? («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: Нужно ли вес паллет включать в графу 35? («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: Требуется ли при подаче иностранной организацией декларации на товары на территории Российской Федерации указание сведений о налоговом номере? («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: Механизм передачи прав владения, пользования и (или) распоряжения на товар, помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), от резидента одной особой экономической зоны (ОЭЗ) резиденту другой ОЭЗ. («Официальный сайт ФТС России», 2022)
  • Вопрос: В течение какого срока ФТС России рассматривает заявление о выдаче разрешения на транзит вооружения? («Официальный сайт ФТС России», 2022)