В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по трудовому праву.

Федеральное законодательство

Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Конституционный Суд РФ в ряде своих решений сформулировал следующие правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте РФ:

  • институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П);
  • вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П);
  • положения статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (Определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О);
  • в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте РФ должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П).

Из приведенных правовых позиций следует, что оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ в системной связи с его статьями 149, 152 — 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с установленными Конституцией РФ общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова»

Государственным инспекторам труда даны рекомендации по проведению проверок функционирования системы управления охраной труда и расследований несчастных случаев

В утвержденных Методических рекомендациях содержатся, в том числе:

  • алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
  • алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая;
  • порядок заполнения отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);
  • меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В приложении приведена блок-схема последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих систему управления охраной труда.

 Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Другие документы

«Изменение N 1 ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол от 29.11.2018 N 54)

 Приказ Казначейства России от 31.07.2015 N 191 «О внесении изменений в Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 14 июля 2011 г. N 283»

Законодательство Алтайского края

 Приказ Минобрнауки Алтайского края от 11.04.2019 N 7-П «Об утверждении Положения о почасовой оплате труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в краевых государственных образовательных учреждениях, подведомственных Минобрнауки Алтайского края»

 Постановление Правительства Алтайского края от 11.04.2019 N 126 «О реализации в Алтайском крае Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»

 Приказ Госинспекции Алтайского края от 08.04.2019 N 6-нп «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы, установленных в инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, замещение которых связано с коррупционными рисками»

Законодательство Республики Алтай

 Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 08.04.2019 N П/117 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай»

 Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 08.04.2019 N П/116 «Об утверждении порядков, условий и размеров, связанных с реализацией на территории Республики Алтай отдельных полномочий в области содействия занятости населения, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай»

Судебная практика

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 05.03.2019 по делу N 33-2120/2019

Требование: О признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обстоятельства: Истец полагает, что решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным.

Решение: Требование удовлетворено частично.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.02.2019 по делу N 33-2006/2019

Требование: О взыскании компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что им был причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях в связи со смертью родственника, погибшего в результате ДТП по вине ответчика.

Решение: Требование удовлетворено частично.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.02.2019 по делу N 33-1909/2019

Требование: О восстановлении на работе, взыскании заработной платы, денежной компенсации за невыплату заработной платы, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истец указывает на то, что, находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске, он узнал о своем увольнении, получив посредством почтовой связи приказ о прекращении трудового договора за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, с чем он не согласен.

Решение: Дело направлено в суд для разрешения заявленных требований по существу.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России (Османкина И.) («Сравнительное конституционное обозрение», 2019, N 1)
  • Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России (Афанасьев С.) («Сравнительное конституционное обозрение», 2019, N 1)
  • Статья: Решение вопросов, возникающих при возмещении затрат, связанных с обучением работника, в судебной практике (Дедюева М.В.) («Российский судья», 2019, N 2)