В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Госслужащим разрешено участвовать на безвозмездной основе в органах управления «дочерних» организаций госкомпаний

Речь идет о коммерческих организациях, более 50 процентов акций (долей) которых находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании.

Уточняются правила об участии лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.

Кроме того, установлено, что в срок, в течение которого допускается наложение взысканий за совершение коррупционных правонарушений, не включаются периоды временной нетрудоспособности служащего, его пребывания в отпуске, другие случаи отсутствия на службе по уважительным причинам, а также время производства по уголовному делу.

Федеральный закон от 16.12.2019 N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции»

 Расширен перечень служащих территориальных учреждений Банка России, обязанных предоставлять сведения о своем имуществе, доходах и расходах, а также об имуществе, доходах и расходах супруга (супруги)

В указанный перечень включены, в частности, начальник управления финансового мониторинга и валютного контроля и его заместитель; начальник управления надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг (и его заместитель); начальник управления надзора за рынком микрофинансирования (и его заместитель) и ряд иных должностных лиц.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 25.11.2019 N 5330-У «О внесении изменений в приложение к Указанию Банка России от 27 декабря 2018 года N 5046-У «О Перечне должностей служащих Банка России, при приеме на которые граждане и при замещении которых служащие Банка России обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»      Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57029.

 При заполнении госслужащими справок о доходах за отчетный 2019 год следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.

В Рекомендациях приведен перечень лиц, обязанных представлять сведения, порядок и сроки их представления. Определен круг лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения, а также даны рекомендации по заполнению справки.

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460.

Письмо Минтруда России от 27.12.2019 N 18-2/10/В-11200 «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)»

Другие документы

Приказ Роспотребнадзора от 23.12.2019 N 1038 «О внесении дополнений в План противодействия коррупции в Роспотребнадзоре на 2018 — 2020 годы, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 28 августа 2018 г. N 707»

Приказ Минтранса России от 15.11.2019 N 366 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 N 56907)

Приказ Росархива от 02.10.2019 N 58-к «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в Федеральном архивном агентстве, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2019 N 56929)

Законодательство Алтайского края

Приказ Управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края от 26.11.2019 N 150 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы, установленных в управлении печати и массовых коммуникаций Алтайского края, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Законодательство Республики Алтай

Закон Республики Алтай от 24.12.2019 N 67-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай»

Изменения внесены в Закон Республики Алтай от 05.03.2009 N 1-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Алтай».

Определено, что лица, замещающие должности глав муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай, глав иных муниципальных образований в Республике Алтай, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций, депутаты представительных органов муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай, а также их супруги и несовершеннолетние дети, обязаны соблюдать запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральными законами, в случае их несоблюдения полномочия прекращаются досрочно.

Установлен порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности.

Дополнениями, внесенными в Закон Республики Алтай от 29.09.2017 N 42-РЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Алтай, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений», определено, что лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет в течение 4 месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе сведения о своих доходах, сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.

Приведена форма уведомления об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Судебная практика

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2019 N 16-216/2019

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Решение: В удовлетворении требования отказано.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2019 N 88а-40/2019

Требование: О признании действий уполномоченных органов неправомерными, обязании устранить допущенные нарушения.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на официальном сайте муниципального округа были опубликованы сведения о доходах и имуществе истца как депутата представительного муниципального органа, что, по мнению последнего, нарушает порядок получения от органов государственной власти и публикации соответствующих сведений в муниципальном округе, а также права и законные интересы истца.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Московского городского суда от 10.10.2019 по делу N 1-12/2019

Приговор: Ст. ст. 290, 291.1 УК РФ (получение взятки; посредничество во взяточничестве).

Определение: Приговор в отношении осужденного-2, осужденного-3, осужденного-4 изменен, действия переквалифицированы со ст. 290 УК РФ на ст. 159 УК РФ, со ст. 290 УК РФ на ст. ст. 30, 159 УК РФ, время содержания под стражей зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, приговор в отношении осужденного-1 отменен, уголовное дело направлено на новое судебное рассмотрение.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.08.2019 по делу N 33а-14319/2019

Требование: О признании незаконным бездействия представительного органа муниципального образования, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора, обязании досрочно прекратить полномочия депутата.

Обстоятельства: Прокурор указал, что представительным органом не исполнено представление, содержащее требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с представлением им неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, заседание, в повестку которого был включен вопрос о представлении прокурора, было закрыто без рассмотрения представления.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.09.2019 по делу N 33а-14602/2019

Требование: О признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих.

Обстоятельства: Прокурор указал, что оспариваемым решением установлено соблюдение муниципальным служащим требований к служебному поведению и к урегулированию конфликта интересов, однако служащим не принято мер к предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Решение: Требование удовлетворено частично.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Проблемы правового регулирования вопросов, связанных с опубликованием сведений о доходах, представленных лицами, замещающими муниципальные должности (Леонтьева А.Ю.) («Законность», 2019, N 12)
  • Статья: Институт конфликта интересов как инструмент контроля качества государственно-властной элиты: конституционно-правовая актуализация вопроса (Шевердяев С.Н.) («Конституционное и муниципальное право», 2019, N 11)
  • Статья: Этические правила противодействия коррупции (Лаптева Л.Е., Юртаева Е.А.) («Российский юридический журнал», 2019, N 5)
  • Статья: Гражданско-правовые элементы механизма контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам (Илюшина М.Н.) («Гражданское право», 2019, N 6)
  • Статья: Антикоррупционная этика на государственной службе в судебной системе (Рябцева Е.В.) («Российский судья», 2019, N 10)
  • Статья: Система антикоррупционных административно-правовых запретов и ограничений (Козлов В.В.) («Административное право и процесс», 2019, N 10)