В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Правомерность допуска заявок двух участников электронного аукциона по продаже муниципального имущества в случае аффилированности лиц

Вопрос

На аукцион по продаже муниципального имущества в электронном виде поступило две заявки. Одна от ИП, вторая от ООО, где этот гражданин является единственным учредителем. Можно ли допустить обоих заявителей до участия в аукционе?

Ответ

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11,ч.1 ст. 17, Федерального  закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»  запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, если у организатора торгов при рассмотрении заявок участников электронного аукциона отсутствуют основания недопуска, установленные ч.8 ст. 18, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества», то любые  физические и юридические лица вправе участвовать в аукционе. (ч.1 ст. 5, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Однако, если в результате действий участников, учрежденных одним и тем же учредителем, указанный антимонопольный запрет окажется нарушен, организатору торгов  рекомендуется обратиться  в территориальное управление ФАС России.  В противном случае, аукцион и заключенный по его результатам договор могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, в т.ч. возможно   прокуратуры. (п.1 ст. 449, ГК РФ)

Обоснование

В соответствии п. п. 2, 3 ст. 18, п. п. 1, 3 ст. 32.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»  аукцион является открытым по составу участников, предложения о цене имущества заявляются участниками открыто. Продавать имущество нужно на электронных площадках операторов из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением, установленных случаев ч.1 ст. 5, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Заявки принимает и регистрирует оператор электронной площадки. Он обеспечит организатору торгов доступ к ним через личный кабинет в день определения участников, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона (пп. «г» п. 5, п. п. 23, 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860).

Согласно ч.8 ст. 18, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

— представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

—  представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

— заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

— не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

Из содержания п.12 ч.3 ст. 15, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, в том числе ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества.

При этом, аффилированность — это отношения связанности лиц между собой.

Аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. (ст. 53.2 ГК РФ).

Аффилированными лицами ООО признаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность ООО. Перечень таких лиц и условий, с которыми закон связывает возможность их влияния на деятельность другого лица, приведен в ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11,ч.1 ст. 17, Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»  запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. (Решение Ставропольского УФАС России от 19.02.2014 по делу N 104 Нарушение: п. 2 ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.  Решение Архангельского УФАС России от 31.05.2016 N 20т-16 Обстоятельства: Поступила жалоба на допуск к участию в аукционе аффилированных лиц при проведении аукциона по продаже муниципального имущества — объектов электросетевого хозяйства и земельных участков.).

Таким образом, если у организатора торгов при рассмотрении заявок участников электронного аукциона отсутствуют основания недопуска, установленные ч.8 ст. 18, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества», то любые  физические и юридические лица вправе участвовать в аукционе.

Однако, если в результате действий участников, учрежденных одним и тем же учредителем, указанный антимонопольный запрет окажется нарушен, организатору торгов  рекомендуется обратиться  в территориальное управление ФАС России.  В противном случае, аукцион и заключенный по его результатам договор могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, в т.ч.   возможно прокуратуры. ( п.1  ст. 449, ГК РФ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность заключения бюджетным учреждением договора на поставку продукции без проведения запроса котировок

 Вопрос

Архивное хранение документов. Вышел новый приказ 236 от 20,12,2019г.

Договоры, заключенные в электронном виде нужно распечатывать и хранить.

Ответ

Для контрактов и договоров срок хранения остается прежним — пять лет. Теперь такой срок установлен для всех закупок, а не только для крупных (п. п. 224, 225 Перечня).

Однако, новый Приказ № 236 не уточняет  положения  о правилах и сроках хранения документов, оформленных  в электронном виде.

Вместе с тем, согласно п. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 4, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»   постоянное хранение реестра контрактов и всей содержащейся в них информации обеспечивается с помощью ЕИС и дополнительного дублирования Законом № 44-ФЗ  не установлено.

При этом заказчик своим регламентом вправе расширить перечень документов и увеличить сроки их хранения,  но не менее установленных Законом № 44-ФЗ и  соответственно Приказом  Росархива от 20.12.2019 N 236.  (Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 N Д28и-1805).

Таким образом, обязательному хранению заказчиком подлежат только оригиналы документов, состав-ленных им в письменной форме не менее пяти лет. Вместе с тем, руководитель заказчика вправе своим локальным актом  включить в перечень документов, подлежащих хранению, порядок, условия  и сроки хранения документов, составленных в электронной форме либо путем создания электронного реестра контрактов, договоров, заключенных на электронных площадках.

Обоснование

Приказом  Росархива от 20.12.2019 N 236  утверждены новые сроки хранения документов о закупках по За-конам N 44-ФЗ и 223-ФЗ в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения.

Начинает  действовать новый Приказ Росархива  с 18 февраля 2020 года. Он заменит Приказ Минкультуры от 25.08.2010 № 558.

При этом, станет больше документов о закупках, которые нужно хранить в течение установленного срока. Некоторые действующие сроки хранения сократят.

Так, бессрочно придется хранить положения (регламенты) о контрактных управляющих, контрактной службе, закупке (п. 217 Перечня).

Планы-графики будут хранить только три года (п. 218 Перечня).

Документы, составленные в ходе проведения конкурентных способов госзакупок, нужно будет хранить в течение трех лет независимо от объекта и объема закупки.

Для госзакупок эти правила распространили на извещения, документацию, протоколы, изменения и разъяснения положений документации, заявки участников, аудиозаписи вскрытия конвертов участников.

Для закупок по Закону N 223-ФЗ по таким правилам будут хранить извещения, положения о закупке и протоколы (п. п. 219 — 223 Перечня).

Для контрактов и договоров срок хранения остается прежним — пять лет. Теперь такой срок установлен для всех закупок, а не только для крупных (п. п. 224, 225 Перечня).

Сократили срок хранения журналов регистрации заявок и представителей участников. По новым правилам он составит три года (п. п. 227, 228 Перечня) вместо пяти лет.

Реестры закупок, совершенных без заключения контракта, будут хранить до ликвидации организации (п. 226 Перечня).

Срок хранения с отметкой «ЭПК» означает, что указанные документы после истечения установленного срока их хранения могут быть отобраны на постоянное хранение.

Однако, новый Приказ № 236 не уточняет  положения  о правилах и сроках хранения документов, оформленных  в электронном виде.

В Приказе  Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» установлен порядок и условия хранения электронных документов.

Так пунктами 2.31, 2.32 указанного Приказа установлено, что  «передача текстовых электронных документов для хранения в архив организации, являющейся источником комплектования государственного и муниципального архива, осуществляется в формате PDF/A.

В целях обеспечения хранения, учета и использования электронных документов, находящихся на хранении в архиве организации, должно производиться синхронное изменение программно-аппаратной среды в организации и в архиве организации, а также своевременная перезапись электронных архивных доку-ментов на новые носители и в новые форматы.

В процессе хранения электронных документов в архиве организации не реже одного раза в 5 лет производится технический контроль физического состояния носителей электронных документов и воспроизводи-мости электронных документов.»

Вместе с тем, согласно п. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 4, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»   постоянное хранение реестра контрактов и всей содержащейся в них информации обеспечивается с помощью ЕИС и дополнительного дублирования Законом № 44-ФЗ  не установлено.

Информация и документы, связанные с проведением электронных процедур, полученные или направленные оператором электронной площадки, хранятся оператором электронной площадки.(ч.12 ст. 24.1, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В силу п. 22 Единых правил, утвержденных Постановление м Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 (ред. от 27.12.2019) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обеспечивают не менее чем 10 лет сохранность и достоверность информации, размещенной на электрон-ной площадке, специализированной электронной площадке и подписанной электронной подписью.

При этом заказчик своим регламентом вправе расширить перечень документов и увеличить сроки их хранения,  но не менее установленных Законом № 44-ФЗ и  соответственно Приказом  Росархива от 20.12.2019 N 236.  (Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 N Д28и-1805).

Таким образом, обязательному хранению заказчиком подлежат только оригиналы документов, состав-ленных им в письменной форме не менее пяти лет. Вместе с тем, руководитель заказчика вправе своим локальным актом  включить в перечень документов, подлежащих хранению, порядок, условия  и сроки хранения документов, составленных в электронной форме либо путем создания электронного реестра контрактов, договоров, заключенных на электронных площадках.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Срок подачи жалобы на действия организатора торгов в  соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ

Вопрос

Срок подачи жалобы по Закону №223-ФЗ

Ответ

Сроки, в которые можно подать жалобу:

— три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч.5 ст. 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»);

— 10 календарных дней в остальных случаях. (ч.4 ст. 18.1, Федерального  закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»).

Приведенные  сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.

Обоснование

Порядок обжалования действий организатора торгов, его закупочной  комиссии, оператора электронной площадки   предусмотрен ст. 18.1, Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О за-щите конкуренции»  с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Жалобу в ФАС России (ее территориальные органы) вправе подавать лица, чьи права и законные интересы нарушены действиями (бездействием) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

Направить жалобу можно по электронной почте, факсом или иным удобным  способом.

При этом, до окончания срока подачи заявок жалобу на положения документации о закупке может направить любое лицо.

В соответствии ч. 10, 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ  жалобу на действия (бездействие), которые совершены после окончания этого срока, может направить только участник, подавший заявку.

Специфика порядка проведения закупочной процедуры в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предполагает установление даты окончания срока подачи заявок, в связи с чем обжалование положений документации о закупке у единственного поставщика возможно любым лицом до даты заключения договора по результатам проведения такой закупки.(Письмо ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19).

Также  согласно ч.9 ст. 3, Федерального  закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Сроки, в которые можно подать жалобу:

— три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч.5 ст. 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»);

— 10 календарных дней в остальных случаях. (ч.4 ст. 18.1, Федерального  закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»).

Приведенные  сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность указания года выпуска при описании объекта закупки

Вопрос

Можно ли при проведении закупки указать требование к товару «не ранее 2019» года ?

Ответ

Исходя из сложившейся практики антимонопольных органов указание заказчиком  года выпуска в описании объекта закупки аукционной документации признается правомерным действием.

Обоснование

В соответствии п.п.1,2 ч.1 ст. 33, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

— в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

— использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Феде-рации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Учитывая приведенные положения Закона № 44-ФЗ, заказчику предоставлено право формировать описание объекта закупки исходя из оптимальных, необходимых  потребностей для нужд  заказчика.

При рассмотрении жалобы участника закупки  на действия заказчика при описании объекта закупки состав-ленного заказчиком необъективным образом, в частности, указана такая характеристика закупаемого то-вара, как «год выпуска товара» со значением «2018», комиссия антимонопольного органа не установила нарушения   в отношении заказчика: «Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик требуемых к поставке товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.

Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по формированию главы 4 «Техническое задание» аукционной документации.» (Решение Ярославского УФАС России от 07.12.2018 по делу N 05-02/290Ж-18 Нарушение: п. п. 2, 11 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 63, п. 2 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать.).

Аналогичная позиция отражена в Решении Смоленского УФАС России от 06.08.2018 по делу N 167/18-ГЗ/Ж, Решении Коми УФАС России от 20.11.2019 N 04-02/9057 по делу N 1, Решении Московского УФАС России от 21.11.2019 по делу N 077/06/57-15090/2019, Решении Алтайского краевого УФАС России от 09.10.2018 по де-лу N 593/18, Решении Амурского УФАС России от 27.09.2019 по делу N 028/06/105-207/2019.

Исходя из сложившейся практики антимонопольных органов указание заказчиком года выпуска в описании объекта закупки аукционной документации признается правомерным действием.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность заключения бюджетным учреждением договора на поставку продукции без проведения запроса котировок

Вопрос

Имеет ли право бюджетные учреждения заключать договора на поставку продукции без проведения запроса котировок?

Ответ

В зависимости от источника финансирования бюджетные учреждения осуществляют закупки   в соответствии с требованиями  Закона № 223-ФЗ или Закона № 44-ФЗ, в случае смешанного финансирования применяются нормы Закона № 44-ФЗ.

«Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно сформировать приемлемую для себя систему закупок.» (Письмо Минэкономразвития России от 29.01.2016 N Д28и-270 ).

Бюджетные учреждения  вправе осуществлять закупки как конкурентными способами, установленными  ст. 24, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и проводить закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование

В соответствии ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют большую часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Это все закупки за счет бюджетных и иных средств, за исключением некоторых, которые они могут проводить по Закону N 223-ФЗ.

По Закону N 223-ФЗ бюджетные учреждения могут проводить закупки и заключать гражданско-правовые договоры только в следующих случаях (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

— договор оплачивается за счет грантов, если грантодатель не установил иных требований, за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию (пп. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

— договор заключается в целях исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение само является исполнителем;

— договор оплачивается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Согласно  ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ для этого  бюджетному учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке. Без такого положения все закупки независимо от источника финансирования бюджетные учреждения проводят только по Закону N 44-ФЗ.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. (ч.2 ст. 2, Федерального  закона  от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ).

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый кон-курс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи. (ч.3.1 ст. 3, Федерального  закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ).

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке. (ч.3.2 ст. 3, Федерального  закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг от-дельными видами юридических лиц» ).

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.( ст. 3.6, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг от-дельными видами юридических лиц» ).

Таким  образом, «Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно сформировать приемлемую для себя систему закупок.» (Письмо Минэкономразвития России от 29.01.2016 N Д28и-270 ).

В силу  ч.1 ст. 24, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, за-крытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. (ч.2 ст. 24, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.(ч.5 ст. 24, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Заключить контракт с единственным поставщиком можно только  в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

На основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ  бюджетное учреждение  вправе  осуществить закупку у единственного поставщика на сумму до 300 тыс. руб. либо до 600 тыс. руб. соответственно с учетом установленных ограничений по  предельному годовому объему.

Заключить контракт до 600 тыс. руб. могут образовательные, научные и иные организации, учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом, все закупки должны быть запланированы.

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. (ст. 16, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

Таким образом, в зависимости от источника финансирования бюджетные учреждения осуществляют закупки   в соответствии с требованиями  Закона № 223-ФЗ или Закона № 44-ФЗ, в случае смешанного финансирования применяются нормы Закона № 44-ФЗ.

Бюджетные учреждения  вправе осуществлять закупки как конкурентными способами, установленными  ст. 24, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и проводить закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс