В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Необходимость размещения информации в реестре контрактов об уплате пени, которую оплатил Заказчик Исполнителю

Вопрос

Нужно ли размещать информацию в реестре контрактов об уплате пени, которую Заказчику насчитал Исполнитель?

Ответ

Согласно п.37 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (ред. от 20.07.2020)  При формировании информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, установлена обязанность размещать в реестре контрактов сведения о начисленных и оплаченных неустоек как в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) так и в отношении предъявленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)  пеней, штрафов заказчику по установленным в указанном пункте кодам и составу информации.

Обоснование

В реестр контрактов включаются документы и информация, установленные ч.2ст. 103, Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в т.ч.  информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) (п.10).

Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками утвержден Приказ ом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (ред. от 20.07.2020) «О Порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».

Согласно п.37 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (ред. от 20.07.2020) При формировании информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, указываются следующие сведения:

код и наименование причины начисления штрафа (при наличии), принимающие следующие значения:

11 — ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

12 — ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

код и наименование причины начисления пени (при наличии), принимающие следующие значения:

21 — просрочка исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства);

22 — просрочка исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом;

размер начисленной неустойки (штрафа, пени) (при наличии);

дата и номер требования заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику (при наличии), решения суда о взыскании неустойки (штрафа, пени);

размер оплаченной неустойки (штрафа, пени) (при наличии).

При формировании информации об оплате неустойки (штрафа, пени) и возврате плательщику излишне уплаченной суммы неустойки (штрафа, пени) указываются следующие сведения для каждого платежного документа:

наименование, номер и дата платежного документа;

наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата неустойки (штрафа, пени) и возврат плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы неустойки (штрафа, пени);

размер оплачиваемой неустойки (штрафа, пени).

Таким образом,  п.37 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (ред. от 20.07.2020)  При формировании информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, установлена обязанность размещать в реестре контрактов  сведения о начисленных и оплаченных неустоек как в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) так и в отношении предъявленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)  пеней, штрафов заказчику по установленным в указанном пункте кодам и составу информации.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Заключение договора лизинга автономным учреждением

Вопрос

Могут ли автономные учреждения заключать договор лизинга, при условии что они работают по 223-ФЗ?

Ответ

Автономные учреждения осуществляют свою закупочную деятельность на основании утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке.

Закупка финансовых услуг, в том числе заключение договоров займа, заказчиками должна осуществляться в порядке, установленном Законом о закупках. (Письмо ФАС России от 01.08.2014 N АД/30947/14).

Учитывая изложенное, заключение договора лизинга (финансовой аренды) подпадает под регулирование ч.2 ст. 1, Федерального  закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  и  такая закупка  проводится по требованиям Закона № 223-ФЗ , положения о закупке автономного учреждения. При этом, закупка  должна преимущественно  осуществляться конкурентным способом либо в положении о закупке может быть предусмотрена закупка у единственного поставщика.( Статья: Особенности учета лизингового имущества в 2019 году (Артемова И.В.) («Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2019, N 13).

Обоснование

Автономное учреждение — это государственная или муниципальная некоммерческая организация, созданная для общественно значимых целей. (ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Учредитель утверждает для автономного учреждения государственное или муниципальное задание.

Имущество автономного учреждения принадлежит на праве собственности учредителю.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Действие Закона о закупках распространяется на закупки всех товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

В понимании Закона о закупках в качестве закупки может рассматриваться возмездное приобретение заказчиками товаров, работ, услуг независимо от вида договора, которым оформлено такое приобретение.

Автономные учреждения  осуществляют закупки товаров, работ и услуг по правилам Закона N 223-ФЗ, кроме случаев, когда:

1)       это закупки на бюджетные средства, полученные для капитальных вложений в объекты публичной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

2)       государственный или муниципальный заказчик безвозмездно передал учреждению свои полномочия по соглашению (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

3)       учреждение не разместило положение о закупке в ЕИС (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч. 4, 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

В этих случаях автономные учреждения проводят закупки по Закону N 44-ФЗ.

«При осуществлении закупок товаров, работ, услуг за счет других субсидий на автономные учреждения распространяются положения Закона N 223-ФЗ при условии утверждения и размещения в единой информационной системе правового акта, принятого в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, регламентирующего правила закупки (Положение о закупке).» (Вопрос: О применении законодательства о закупках автономными учреждениями при закупках за счет субсидий. (Письмо Минфина России от 17.02.2020 N 24-01-08/10775).

Таким образом, автономные учреждения осуществляют свою закупочную деятельность на основании утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ст. 665, ГК РФ По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

В соответствии ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Таким образом, закупка финансовых услуг, в том числе заключение договоров займа, заказчиками должна осуществляться в порядке, установленном Законом о закупках. (Письмо ФАС России от 01.08.2014 N АД/30947/14).

Учитывая изложенное, заключение договора лизинга (финансовой аренды) подпадает под регулирование ч.2 ст. 1, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  и  такая закупка  проводится по  требованиям Закона № 223-ФЗ, положения о закупке автономного учреждения. При этом, закупка  должна преимущественно осуществляться конкурентным способом либо в положении о закупке может быть предусмотрена закупка у единственного поставщика.( Статья: Особенности учета лизингового имущества в 2019 году (Артемова И.В.) («Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2019, N 13).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Сроки начисления неустойки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ

Вопрос

Начисление неустойки. Конечные сроки. 44-ФЗ

Ответ

Сроки начисления неустойки по контракту законодательно не установлены, т.к. они являются индивидуальными по каждой закупке заказчика в зависимости от предмета контракта, потребностей заказчика и требований, условий исполнения обязательств по контракту контрагентом, определенными заказчиком в документации о закупке и контракте.

Обоснование

Стороны могут в договорном порядке ограничить период начисления неустойки, если только иное не установлено законом о конкретном виде договоров. В настоящее время по общему правилу в ГК РФ не содержится запрета на установление ограниченного периода начисления неустойки. Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки либо ее сумма может быть ограничена.

Согласно ч.4 ст. 34, Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Ответственность сторон в контракте указывается в виде штрафов и пеней. Разница между ними заключается в том, что штраф устанавливается за ненадлежащее исполнение или вовсе неисполнение контракта, а пени — за просрочку исполнения обязательства.( ч. 5 , ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

Правила определения размера неустойки установлены Постановлением  Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (ред. от 02.08.2019) «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063».

Вместе с тем, сроки начисления неустойки по контракту законодательно не установлены, т.к. они являются индивидуальными по каждой закупке заказчика в зависимости от предмета контракта, потребностей заказчика и требований, условий исполнения обязательств по контракту контрагентом, определенными заказчиком в документации о закупке и контракте.

Поэтому, в самом контракте рекомендуется устанавливать случаи, при которых наступает ответственность по контракту. Хоть обязанности такой у заказчиков  по Закону N 44-ФЗ не предусмотрено, но это в дальнейшем облегчит  контроль за исполнением обязательств  по контракту и претензионную работу. Рекомендуется конкретизировать в проекте контракта, что будет являться неисполнением, а что — ненадлежащим исполнением контракта.

Также рекомендуется указывать, с какой даты или от какого события начинается отсчет просрочки по контракту, неисполнение  или ненадлежащее исполнение контракта, каким образом фиксируется действия контрагента по нарушениям условий контракта.

Например, условия о моменте начала просрочки по контракту можно установить такой формулировкой:

«Ответственность за просрочку поставки партии товара наступает по истечении семи календарных дней с даты получения заявки заказчика, если от поставщика не будет получено уведомление о готовности отгрузить товар.» Соответственно, с указанной даты заказчик вправе начислять пеню за просрочку исполнения контракта.

Однако, заказчику не нужно учитывать дни, которые потребовались ему для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также для оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом. (Вопрос: О начислении пени за несвоевременное исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. (Письмо Минфина России от 16.03.2020 N 24-03-07/19771)).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность участия в закупках физическому лицу как субъекту малого предпринимательства

Вопрос

Может ли физическое лицо участвовать в закупках как СМП?

Ответ

«Статья 4 Закона N 209-ФЗ закрепляет критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.» (Вопрос: О критериях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N Д05-3554)).

Таким образом, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не включено в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей не может принимать участие в закупке как субъект малого предпринимательства в соответствии с требованиями ст. 30 Закона № 44-ФЗ. (Решение Северо-Осетинского УФАС России от 01.07.2019 по делу N А150-07/19, Решение Камчатского УФАС России от 04.02.2019 по делу N 21-05/23-18 А.)

Обоснование

Согласно ч.1  ст. 4, Федерального  закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

«В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным Законом.

Статья 4 Закона N 209-ФЗ закрепляет критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.» (Вопрос: О критериях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N Д05-3554)).

Аналогичный вывод  об отнесении лиц  к СМП содержится  в Письме  ФНС России от 20.04.2018 N ММВ-17-14/97: «Возможность отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных товариществ, в том числе товариществ на вере (коммандитных товариществ), Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не предусмотрена, в связи с чем правовые основания для внесения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о соответствующих юридических лицах отсутствуют.»

В практике антимонопольных органов имеются выводы: «Учитывая, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в силу ограничений, установленных на основании статьи 30 Закона о контрактной системе в Извещении, не могут быть участниками Аукциона, поскольку не могут являться субъектами малого предпринимательства, отсутствие в проекте контракта, приложенном к Аукционной документации условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащей уплате физическому лицу, будет уменьшена на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.» (Решение Северо-Осетинского УФАС России от 01.07.2019 по делу N А150-07/19).

Аналогичная позиция изложена в Решение Камчатского УФАС России от 04.02.2019 по делу N 21-05/23-18 А.

Учитывая изложенное, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не включено в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей не может принимать участие в закупке как субъект малого предпринимательства в соответствии с требованиями ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность не расторгать договор аренды государственного имущества, в случае изменения статуса арендатора

Вопрос

Можно ли не расторгать государственный договор аренды, который был заключен по аукциону, если при заключении Арендатором был ИП, а в настоящее время Арендатор планирует закрыть ИП и открыть ООО, но услуги по договору будет продолжать оказывать?

Ответ

В случае смены статуса арендатора отсутствуют основания для прекращения договора аренды вследствие утраты арендатором статуса индивидуального предпринимателя. ( Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2015 N Ф05-16121/2014 по делу N А40-42264/14-142-360).

Обоснование

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1, Федерального  закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» .

Правила проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом утверждены Приказ ом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 11.07.2018) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров до-верительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Согласно ст. 407, «Гражданского кодекса  Российской Федерации (часть первая)»  Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

Также нормами гл. 26, ГК РФ не предусмотрено прекращение обязательств в связи с утратой физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом,  в случае смены статуса   арендатора  отсутствуют основания для прекращения договора аренды вследствие утраты арендатором статуса индивидуального предпринимателя.

Аналогичная позиция рассмотрена в Арбитражном суде Московского округа (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2015 N Ф05-16121/2014 по делу N А40-42264/14-142-360). Согласно решению суда в удовлетворении требования о расторжении договора аренды отказано, поскольку стороны в договоре не предусмотрели возможность досрочного прекращения договора аренды в связи с утра-той арендатором статуса индивидуального предпринимателя.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс