В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по жилищному праву.
Федеральное законодательство
Установлены правила предоставления жилищной субсидии участникам программы добровольного переселения в РФ
Жилищная субсидия предоставляется участникам программы и членам их семей после приобретения гражданства РФ, переселяющимся на постоянное место жительства в Россию, на определенные программой территории.
Жилищная субсидия может использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома и ряд других целей.
Право на получение субсидии подтверждается именным государственным жилищным сертификатом.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2443 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Расширены полномочия Фонда защиты прав дольщиков
Принятым законом Фонду предоставлены следующие дополнительные полномочия:
осуществление строительства на земельных участках, переданных Фонду при несостоятельности (банкротстве) застройщиков;
реализация совместных с органами исполнительной власти субъектов РФ программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений для их предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, имеющим низкий уровень дохода, гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, многодетным семьям.
При передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями Фонд принимает решение о реализации прав на указанное имущество, о строительстве (завершении строительства) на полученных земельных участках многоквартирных домов и иных объектов недвижимости либо о реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан.
Федеральный закон от 30.12.2020 N 542-ФЗ «О внесении изменений в статью 201.15-2-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 3 и 13.4 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Минстрой России напомнил о требованиях, которым должна соответствовать организация, осуществляющая деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по выполнению работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем лифтового хозяйства в настоящее время не является лицензируемой.
В то же время специализированная лифтовая организация, выполняющая работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, должна удовлетворять всем требованиям Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 года N 743.
В соответствие с пунктом 17 указанных Правил, специализированная организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию и ремонту должна обеспечить, в числе прочего:
— наличие в штате квалифицированного персонала;
— для квалифицированного персонала — наличие производственных (должностных) инструкций, содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности, а также определяющих функции (с учетом требований профессионального стандарта), обязанности, права и ответственность;
— допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ на основании распорядительного акта;
— выполнение работ:
по монтажу, демонтажу объекта — в соответствии с документацией по установке объекта, руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта и руководством (инструкцией) по монтажу объекта (при наличии), проектом производства таких работ;
по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту объекта, — в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта.
— организацию и выполнение аварийно-восстановительных и аварийно-технических работ;
— устранение неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в срок, не превышающий 24 часов с момента его остановки.
<Письмо> Минстроя России от 13.01.2021 N 480-ОГ/04 <О требованиях, предъявляемых к специализированным организациям, осуществляющим деятельность по выполнению работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии лифтов>
По 1 апреля 2021 года продлен беззаявительный порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
В случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г. по 1 апреля 2021 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2391 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
<Письмо> Минстроя России от 19.08.2019 N 30151-СН/04 <Об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме>
Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр «Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город»
Законодательство Алтайского края
Постановление Правительства Алтайского края от 30.12.2020 N 582 «Об установлении минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2021 год»
Установлены следующие ежемесячные минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2021 год: 6 рублей 89 копеек за один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения — для деревянных многоквартирных домов и домов смешанных конструкций до четырех этажей включительно; 6 рублей 25 копеек за один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения — для кирпичных, монолитных, блочных и панельных многоквартирных домов до четырех этажей включительно; 5 рублей 62 копейки за один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения — для многоквартирных домов, количество этажей в которых пять и выше.
Признано утратившим силу Постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 N 538 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2020 год».
Решение Управления по тарифам Алтайского края от 29.12.2020 N 558 «Об установлении размеров краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на территории Алтайского края на 2021 год»
Законодательство Республики Алтай
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.01.2021 N 2 «Об утверждении Порядка осуществления контроля закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»
Деятельность органа контроля основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности. При осуществлении контроля закупок органом контроля проводится проверка законности действий (бездействия) заказчика, органа по ведению реестра, комиссий по проведению предварительного отбора и их членов, комиссий по осуществлению закупок и их членов, операторов электронных площадок при проведении предварительных отборов, осуществлении закупок, заключении договоров о проведении капитального ремонта по результатам закупок. Контроль закупок осуществляется органом контроля на предмет соблюдения субъектами контроля требований федерального законодательства к порядку проведения закупок, в целях предупреждения и выявления нарушений требований федерального законодательства к проведению закупок, информирования заказчиков о выявленных нарушениях. Деятельность по контролю закупок осуществляется посредством проведения плановых проверок. Проверки по форме подразделяются на камеральные и выездные. Действия (бездействие) и (или) решения уполномоченных должностных лиц органа контроля, осуществляемые и (или) принимаемые в процессе проведения проверок, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством. Срок представления документов и информации, необходимых для проведения проверки, устанавливается в запросе органа контроля и составляет: не менее 3 рабочих дней со дня получения субъектом контроля запроса органа контроля при проведении выездной проверки; не менее 10 рабочих дней со дня получения субъектом контроля запроса органа контроля при проведении камеральной проверки.
Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 29.12.2020 N 44/5 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год»
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2020 N Ф04-5266/2018 по делу N А03-19704/2017
Требование: О взыскании долга и неустойки по договору водоснабжения и водоотведения.
Обстоятельства: На объектах абонента выявлены использование приборов учета с истекшим межповерочным интервалом, отсутствие контрольной пломбы водоканала на пожарной обводной линии, признаки несанкционированного вмешательства, нахождение обводной линии не под прибором учета воды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку неисправность спорных приборов учета не опровергнута, доказательства невозможности водопотребления либо потребления воды в меньшем объеме, чем определено по расчету водоканала, не представлено, установлено наличие оснований для расчетного способа определения объема ресурса, начисления неустойки за просрочку оплаты.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2020 N Ф04-4661/2020 по делу N А03-11957/2019
Требование: О взыскании задолженности по договору на пользование тепловой энергией в горячей воде и неустойки.
Обстоятельства: Предприятие поставляло обществу тепловую энергию и горячую воду в нежилое помещение, количество потребленных коммунальных ресурсов определено исходя из показаний общедомового учета и площади помещения. В связи с реконструкцией площадь помещения увеличилась, предприятие доначислило плату за потребленную тепловую энергию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обязанность по внесению платы за отопление, рассчитанной исходя из реальной площади нежилого помещения, должна быть возложена на общество как на сторону в договоре теплоснабжения и пользователя коммунальной услуги.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2020 N Ф04-5392/2020 по делу N А03-16784/2019
Требование: О взыскании стоимости самовольного пользования централизованной системой водоотведения.
Обстоятельства: Сторонами заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения. Проверкой выявлено, что водоснабжение ряда не включенных в договор объектов осуществляется предпринимателем от артезианской скважины, а водоотведение происходит в централизованную сеть водоканала, который произвел расчет объема самовольно отведенных сточных вод по пропускной способности сети.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт самовольного пользования услугами по водоотведению доказан, экспертизой установлен объем потребленных услуг, исходя из которого судом определен размер обязательства предпринимателя.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 N 07АП-12222/2020 по делу N А03-6619/2020
Требование: О взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Решение: Требование удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2020 N 88-18013/2020 по делу N 2-1294/2020
Категория спора: Пособия, компенсационные и иные выплаты.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в выплате компенсации.
Обстоятельства: Истцу предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по двум основаниям — как ветерану труда на оплату жилого помещения и как инвалиду на уплату коммунальных платежей. Органом социальной защиты принято решение об отмене выплаты компенсации на оплату жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :
- Вопрос: Что такое «визуальный мусор»? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
- Статья: Жизненный цикл курортных отелей — проблемы и факторы (Щека А.А.) («Туризм: право и экономика», 2020, N 4)
- Статья: Запрет хостелов в России: оперативный мониторинг (Петрякова А.В.) («Туризм: право и экономика», 2020, N 4)
- Статья: Как жизнь превращается в ад (Пластинина Н.) («Жилищное право», 2020, N 12)
- Статья: Плата за жилье и коммунальные услуги: особенности охраны прав потребителей (Матиящук С.В.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 5)
- Статья: Соотношение интересов потребителя и поставщика при перерасчете платы за коммунальные ресурсы в случае выявления факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуальных приборов учета либо выявления факта их бездоговорного потребления (Коновалов А.М.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 5)