Вопрос:  Может ли бюджетное учреждение заключить договор на условиях 100% предоплаты за оказанные услуги за счёт внебюджетных средств?

Краткий ответ: порядок авансирования по договорам не регламентируется Законом N 223-ФЗ. При определении условий авансирования  следует руководствоваться  нормами  положения о закупке бюджетного учреждения  и  нормами ГК РФ (ч. 1,2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения по результатам закупки договора, его исполнения и расторжения, в том числе порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, в том числе условие о выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю).( Вопрос: Об установлении порядка и сроков оплаты товара (работы, услуги) при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96307), Вопрос: О выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю) при закупках. (Письмо Минфина России от 22.05.2020 N 24-03-08/42869)).

Обоснование:

В соответствии ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют большую  часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Это все закупки за счет бюджетных и иных средств, за исключением некоторых, которые они могут проводить по Закону N 223-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

По Закону N 223-ФЗ бюджетные учреждения могут проводить закупки и заключать гражданско-правовые договоры только в следующих случаях (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

  • договор оплачивается за счет грантов, если грантодатель не установил иных требований, за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию (пп. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • договор заключается в целях исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение само является исполнителем;
  • договор оплачивается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Для этого бюджетному  учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке. Без такого положения все закупки независимо от источника финансирования бюджетные учреждения проводят только по Закону N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, требования и условия, порядок  заключения договоров, их исполнение и  оплата  в соответствии с нормами Закона  N 223-ФЗ за счет внебюджетных  средств должны быть установлены в положении о закупке заказчика.

При этом, порядок авансирования по договорам не регламентируется Законом N 223-ФЗ. При определении условий авансирования  следует руководствоваться  нормами  положения о закупке бюджетного учреждения  и  нормами ГК РФ (ч. 1,2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Кроме того, если заказчики по Закону N 223-ФЗ прописывают в своих положениях о закупке какие-то дополнительные правила, касающиеся авансирования, они не должны противоречить нормам гражданского законодательства.

В отношении договоров возмездного оказания услуг в гражданском законодательстве нет прямого указания о том, что по данным договорам допускается авансирование, но к таким договорам применяются общие положения о договоре подряда, в том числе и положения, касающиеся возможности осуществления предварительной оплаты. (ст. 783, ГК РФ).

В таком случае выплата аванса может являться коммерческим кредитом, если это прямо предусмотрено в договоре.

Так, согласно  ст. 711, ГК РФ Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

Если порядок авансирования исполнения договоров в положении о закупке не установлен, в этом случае авансирование регулируется исключительно нормами гражданского законодательства и условиями договора. (Статья: Авансирование исполнения контрактов при закупках по Законам 223-ФЗ и 44-ФЗ (Чагин К.Г.) («Прогосзаказ.рф», 2017, N 6)).

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения по результатам закупки договора, его исполнения и расторжения, в том числе порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, в том числе условие о выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю).( Вопрос: Об установлении порядка и сроков оплаты товара (работы, услуги) при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96307), Вопрос: О выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю) при закупках. (Письмо Минфина России от 22.05.2020 N 24-03-08/42869)).

Подборка:        

  1. ст.  711,  783, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс}
  2. ст. 15, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}
  3. ст. 2, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» {КонсультантПлюс}
  4. Вопрос: Об установлении порядка и сроков оплаты товара (работы, услуги) при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96307) {КонсультантПлюс}
  5. Вопрос: О выплате аванса поставщику (подрядчику, исполнителю) при закупках. (Письмо Минфина России от 22.05.2020 N 24-03-08/42869) {КонсультантПлюс}
  6. Статья: Авансирование исполнения контрактов при закупках по Законам 223-ФЗ и 44-ФЗ (Чагин К.Г.) («Прогосзаказ.рф», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}
  7. Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}