В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Банком России утвержден план по противодействию коррупции на 2021-2024 годы

План включает в себя перечень мероприятий по таким направлениям, как:

реализация поручений, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

обеспечение соблюдения служащими Банка России запретов, ограничений и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции, их устранение;

взаимодействие Банка России с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности Банка России.

Приказ Банка России от 23.09.2021 N ОД-1989 «Об утверждении Плана Центрального банка Российской Федерации по противодействию коррупции на 2021 — 2024 годы»

Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по вопросам исполнения новых требований по идентификации клиента-юрлица в целях ПОД/ФТ

Федеральным законом от 02.07.2021 N 355-ФЗ установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в случаях, если: отсутствует лицензия на лицензируемую деятельность, а также если доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой запрещено.

В этой связи подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм законодательства.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 22.09.2021 N 64 «О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением поднадзорных Банку России»

Росфинмониторингом разъяснены отдельные вопросы, касающиеся действия законодательства в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей ювелирной отрасли

Даны ответы на следующие вопросы, в том числе:

какие организации и ИП ювелирной отрасли являются субъектами Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

должна ли организация (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, встать на учет в Росфинмониторинг;

распространяются ли требования Федерального закона N 115-ФЗ на владельцев агрегаторов информации о товарах;

что делать, если клиент в магазине отказывается предоставить свои паспортные данные;

должна ли организация (ИП) проводить идентификацию клиентов при реализации ювелирных изделий через интернет-магазин;

следует ли представлять в Росфинмониторинг сведения о возврате ранее отгруженных в рамках договора купли-продажи ювелирных изделий;

подлежат ли обязательному контролю сделки по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в рамках агентского договора;

предусмотрена ли ответственность за непредставление (представление с нарушением срока) информации об операциях, подлежащих контролю, в Росфинмониторинг.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 N 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Установлен порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти мероприятий по контролю и надзору за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при использовании единой биометрической системы

Контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Срок проведения каждой из проверок в отношении оператора персональных данных, который осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству и обособленному структурному подразделению оператора персональных данных, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Информация об организации проверок, в том числе об их планировании, о проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется, за исключением информации о результатах проверок, проведенных на основании требования прокурора об осуществлении внеплановой проверки в рамках проведения надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1657 «Об утверждении Правил осуществления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, контроля и надзора за выполнением органами, организациями, индивидуальными предпринимателями и нотариусами, указанными в части 18.2 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных и использованием средств защиты информации, указанных в части 18.3 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Другие документы

Приказ Минздрава России от 28.09.2021 N 940 «Об утверждении Плана Министерства здравоохранения Российской Федерации по противодействию коррупции на 2021 — 2024 годы»

Приказ Минобрнауки России от 27.09.2021 N 885 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2021 — 2024 годы»

Законодательство Алтайского края

Решение Думы города Бийска от 20.09.2021 N 614 «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»

Постановление Администрации города Барнаула от 13.09.2021 N 1410 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в администрации города Барнаула, иных органах местного самоуправления города Барнаула на 2021 — 2024 годы»

Законодательство Республики Алтай

Распоряжение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 09.09.2021 N 515-рГ «Об утверждении Положения о проведении мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления в Республике Алтай, муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них федерального законодательства и законодательства Республики Алтай о противодействии коррупции и признании утратившими силу некоторых распоряжений Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай»

Приказ Аппарата Главы и Правительства Республики Алтай от 17.09.2021 N 112 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Аппарате Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай на 2021 — 2024 годы»

Судебная практика

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.09.2021 N АПЛ21-376

Требование: Об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, обязаны осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов; ценные бумаги, которыми владеет кандидат, отнесены действующим законодательством к иностранным финансовым инструментам, однако ответчик такую обязанность не исполнил.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.08.2021 N Ф04-4983/2021 по делу N А75-14591/2020

Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно списанной комиссии по договору банковского счета.

Обстоятельства: После отказа банка в осуществлении перевода денежных средств контрагенту со ссылкой на сомнительный характер операции клиент подал заявление о закрытии расчетного счета с переводом остатка денежных средств на счет в другом банке, операция исполнена с удержанием комиссии.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку выполнение кредитной организацией функций контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть направлено на извлечение выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение банковских операций.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 N 13АП-19780/2021 по делу N А56-74337/2020

Категория спора: Банковский счет.

Требования клиента: 1) О признании незаконным одностороннего отказа от договора, о применении последствий недействительности сделки; 2) О признании незаконным отказа от выполнения распоряжения о совершении операции.

Обстоятельства: В ходе анализа финансовой деятельности истца ответчик пришел к выводу о совершении операций, которые соответствовали признакам подозрительности. Вместе с тем ведение истцом посреднической деятельности в рыночной экономике не является основанием считать деятельность юридического лица подозрительной.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88-4389/2021

Категория: Прочие гражданско-правовые споры.

Требования: Об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Обстоятельства: По результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в части представления полных и достоверных сведений о доходах и расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера сотрудниками органов внутренних дел установлено, что расходы сотрудника на приобретение транспортного средства не соответствуют его доходу.

Решение: Удовлетворено в части.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2021 N 16-3312/2021

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.

Решение: Удовлетворено.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021)
  • Статья: Правовая природа реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия (Черепанова Е.В., Матвеев В.В.) («Журнал российского права», 2021, N 8)
  • Статья: Итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией (2 — 4 июня 2021 г.) (Трунцевский Ю.В.) («Международное публичное и частное право», 2021, N 4)
  • Статья: Актуальные проблемы соотношения уголовно-правовых мер противодействия коррупции в частной и публичной сферах в Российской Федерации (Решняк М.Г.) («Безопасность бизнеса», 2021, N 4)
  • Статья: Еще раз о борьбе с коррупцией (Голик Ю.В.) («Российский следователь», 2021, N 7)
  • Статья: Комплаенс и предотвращение рисков уголовной и административной ответственности (Есаков Г.А.) («Закон», 2021, N 5)