В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

При осуществлении операций по размену банкнот или монет или замене поврежденных банкнот и монет на сумму до 40 000 рублей, идентификация клиента — физического лица проводиться не будет

Исключением может являться ситуация, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В случае совершения аналогичных операций на сумму от 40 000 до 100 000 рублей либо ее эквивалент в иностранной валюте, может быть проведена упрощенная идентификация физического лица.

Федеральный закон от 19.11.2021 N 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Трудовые, служебные отношения близкого родственника судьи с одним из участников дела, рассматриваемого данным судьей, могут неоднозначно восприниматься другими участниками рассматриваемого дела

Положения пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» содержат требование к судье, оказавшемуся в ситуации конфликта интересов при рассмотрении конкретного дела: судья должен заявить самоотвод либо известить участников процесса о сложившейся ситуации. Такая же обязанность судьи закреплена в пункте 4 статьи 8 Кодекса судейской этики.

Поэтому при наличии внешних (формальных) признаков возникновения конфликта интересов, несмотря на внутреннюю убежденность судьи в отсутствии оснований для заявления самоотвода, комиссия по этике рекомендует довести до сведения участвующих в деле лиц о соответствующих обстоятельствах. При рассмотрении дела, в котором участвует прокурор, судье рекомендуется сообщить о работе его близкого родственника в прокуратуре области.

Отвод, заявленный участниками процесса, считающими это обстоятельство существенным, рассматривается в установленной процессуальным законом процедуре, в которой мнение заинтересованного лица не имеет решающего значения. Но перевод вопроса в сферу регулирования процессуального законодательства в такой ситуации снимает претензии к судье по поводу несоблюдения требований Кодекса судейской этики.

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 17.11.2021 N 9-КЭ «О возможности возникновения конфликта интересов в профессиональной деятельности судьи в случае занятия его близким родственником должности в органах прокуратуры»

Определен порядок проведения Центробанком оценки рисков совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Установлено, что Банк России проводит такую оценку рисков по секторам экономической деятельности в отношении лиц, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых он осуществляет.

При проведении секторальной оценки рисков используются результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также может учитываться, в частности, информация о проведении указанными лицами операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и очевидной законной цели.

Результатом проведения такой оценки является отчет, который утверждается Председателем Банка России или ответственным заместителем Председателя Банка России.

Указание Банка России от 05.10.2021 N 5966-У «О порядке проведения Банком России оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков)» Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2021 N 65732.

Обновлен порядок надзора Банком России за соблюдением требований к размещению сведений в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также в единой биометрической системе (ЕБС)

Действие Указания распространяется на кредитные организации и некредитные финансовые организации, являющиеся операторами финансовых платформ.

В рамках надзора Банк России проводит проверки полноты внесения сведений в ЕСИА и ЕБС, а также запрашивает документы и информацию, подтверждающие соблюдение порядка размещения и обновления сведений и биометрических персональных данных.

Документ заменит собой Указание Банка России от 17.10.2018 N 4933-У.

Указание Банка России от 21.09.2021 N 5936-У «О порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением банками и операторами финансовых платформ порядка размещения и обновления сведений, указанных в пункте 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2021 N 65581.

Другие документы

«Перечень коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ГФС России» (утв. ГФС России 26.11.2021)

«Методические рекомендации по порядку рассмотрения должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях» (утв. Минобороны 08.11.2021)

Законодательство Алтайского края

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 08.11.2021 N 378 «О порядке уведомления лицами, замещающими отдельные государственные должности Алтайского края, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, приема подарка, его хранения, определения стоимости и реализации (выкупа)»

К лицам, замещающим отдельные государственные должности Алтайского края, отнесены: лица, замещающие государственные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий Счетной палаты Алтайского края; лица, замещающие должность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае; лица, замещающие должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае; лица, замещающие должность Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае. Лица не вправе получать подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, за исключением подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Уведомление о получении подарка представляется указанными лицами в Алтайское краевое Законодательное Собрание через отдел по профилактике коррупционных правонарушений экспертно-правового управления аппарата Алтайского краевого Законодательного Собрания не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка. В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 тысяч рублей.

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30.11.2021 N 413 «Об утверждении состава Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу»

Законодательство Республики Алтай

Приказ Минздрава Республики Алтай от 11.11.2021 N 146-од «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 21 октября 2021 года N 135-од и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Алтай»

Судебная практика

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2021 N 46-УДп21-25-К6

Приговор: По ч. 6 ст. 290 УК РФ за получение взятки, по ч. 4 ст. 159 УК РФ за мошенничество.

Определение ВС РФ: Уголовное дело передано на новое кассационное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции, уменьшив объем предъявленного осужденному обвинения и переквалифицировав его действия, придал отсутствующим в уголовном деле доказательствам определяющее значение и в должной мере не учел другие исследованные в судебном заседании доказательства, положенные в основу приговора, не указав причины, по которым эти доказательства признаны недопустимыми и недостоверными.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2021 N Ф05-24070/2021 по делу N А40-207643/2020

Требование: О признании действий, выразившихся в неисполнении платежного поручения, незаконными.

Обстоятельства: Клиент ссылается на то, что банк отказал в исполнении платежного поручения на перечисление денежных средств контрагенту без объяснения причин отказа и запроса о представлении информации и документов в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку банком не представлены доказательства того, что операции клиента являлись подозрительными, а также не представлено решение уполномоченного органа о блокировке счета или решение суда.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2021 N Ф03-5792/2021 по делу N А59-420/2021

Требование: О признании незаконными действий банка по отказу в выполнении платежного поручения.

Обстоятельства: Банк отказался исполнить платежное поручение с назначением платежа — возврат денежных средств по договору беспроцентного денежного займа в связи с наличием подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку недопустимо ограничение прав клиента на распоряжение принадлежащими ему денежными средствами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, не имевших места в спорной ситуации.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 N 16-7864/2021

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.

Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2021 по делу N 10-13273/2021

Приговор: По пп. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Определение: Приговор изменен в части исключения ссылки на фамилию человека, в отношении которого выделено уголовное дело в отдельное производство.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Доктринальная характеристика «бытовой» коррупции в регионах России: особенности и закономерности воспроизводства, перспективные способы профилактики (Шафеев Р.Ш., Смотрина О.С.) («Журнал российского права», 2021, N 10)
  • Статья: Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты (Суховецкий М.И.) («Миграционное право», 2021, N 3)