В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.
Федеральное законодательство
Актуализирован порядок постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы
Порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части замены слов «надзорные органы» словами «контрольные (надзорные) органы».
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2022 N 75 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 58»
Установлены требования к финансовым уполномоченным в сферах финансовых услуг
Согласно закону, в частности, финансовые уполномоченные обязаны уведомлять Банк России:
о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Кроме того, граждане, претендующие на должности финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг либо занимающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Федеральный закон от 30.12.2021 N 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принят закон об упрощении процедур и расширении способов идентификации клиентов
Закон предоставляет право поручать кредитной организации проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
Данное право предоставлено, в частности, лизинговым компаниям, организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отдельным категориям операторов связи.
Кроме того, страховым брокерам, организациям почтовой связи, операторам по приему платежей, обществам взаимного страхования предоставлено право поручать кредитным организациям проведение также упрощенной идентификации клиента — физического лица.
Согласно общему правилу идентификация не проводятся при осуществлении операций по приему от клиентов — физических лиц страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей. При этом законом сделано исключение: при приеме страховых премий по договору ОСАГО и КАСКО (за исключением средств железнодорожного транспорта) идентификация физлица не проводится, если их сумма не превышает 40000 рублей.
Федеральный закон от 30.12.2021 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Минтрудом подготовлены методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год)
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» в подразделе «Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» раздела «Деятельность/Государственное управление/Политика в сфере противодействия коррупции/Методические материалы по вопросам противодействия коррупции» и доступны по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.
Размещение Методических рекомендаций за отчетный 2021 год в формате .pdf планируется в январе 2022 года по указанной ссылке.
Методические рекомендации за отчетный 2020 год, направленные письмом Минтруда России от 29 декабря 2020 г. N 18-2/10/В-12837, подлежали использованию только в отношении сведений, представляемых в ходе декларационной кампании 2021 года.
<Письмо> Минтруда России от 29.12.2021 N 28-6/10/В-17517 <О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год)>
«Карта коррупционных рисков Федеральной службы судебных приставов на 2022 — 2023 годы» (утв. ФССП России от 13.01.2022 N 12/226вн)
Приказ Росимущества от 23.12.2021 N 266 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.09.2021 N 208 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Федерального агентства по управлению государственным имуществом на 2021 — 2024 годы»
Законодательство Алтайского края
Приказ Минкультуры Алтайского края от 28.12.2021 N 447 «Об утверждении перечня коррупционно-опасных функций, осуществляемых Министерством культуры Алтайского края»
Решение Барнаульской городской Думы от 24.12.2021 N 824 «О внесении дополнения в решение городской Думы от 28.02.2018 N 87 «О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Законодательство Республики Алтай
Распоряжение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 26.01.2022 N 50-рГ «О внесении изменения в состав комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Алтай»
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 26.01.2022 N 18-у «О внесении изменений в состав президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Алтай, утвержденный Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 19 января 2018 года N 19-у»
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 N 09АП-87001/2021 по делу N А40-197495/2021
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: О признании незаконным ограничения доступа к счету с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, обязании разблокировать доступ.
Обстоятельства: Возникшие у банка подозрения, согласно которым операции, проводимые клиентом по счету, могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, не являются в достаточной степени мотивированными и обоснованными. Более того, клиент представил банку запрашиваемую информацию, подтверждающую реальный характер ведения хозяйственной деятельности.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки — удовлетворено.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.12.2021 N 16-8540/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2021 N 16-6713/2020 по делу N 16-1283/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Удовлетворено.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2021 N 77-5940/2021
Приговор: По ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 по делу N 77-5321/2021
Приговор: По ч. 2 ст. 290, ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (получение взятки; мелкое взяточничество).
Определение: Приговор изменен, исключено назначение осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в правоохранительных органах и органах Федеральной службы исполнения наказаний РФ.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:
- Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели (Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.) («Журнал российского права», 2021, N 11)
- Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран (Пархоменко Е.В.) («Вестник исполнительного производства», 2021, N 1-2)
- Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года (Шевердяев С.Н.) («Конституционное и муниципальное право», 2021, N 11)
- Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы соблюдения банками требований российского законодательства (Лаутс Е.Б.) («Предпринимательское право», 2021, N 4)
- Статья: Токенизация недвижимости: от демократизации рынка до новых правовых вызовов (Ермолаева В.А.) («Право и бизнес», 2021, N 4)
- Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции (Савицкая О.Г.) («Конституционное и муниципальное право», 2021, N 10)
- Статья: Замглавы Пенсионного фонда получил взятку, признал вину и отбыл в колонию (Горелов А.) («Административное право», 2021, N 4)