В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по административному праву и судопроизводству.

Федеральное законодательство

Конституционный Суд обязал законодателей субъектов РФ устранить пробелы в вопросе возбуждения дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Пункт 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы не соответствует Конституции РФ, поскольку он в течение длительного времени не определяет должностных лиц, которые могут возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 «Нарушение тишины и покоя граждан в Москве» КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан, не обеспечивая тем самым надлежащего механизма привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение.

В отсутствие заключенного между МВД России и Правительством Москвы соглашения о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, КоАП Москвы порождает соответствующий пробел, который подрывает законные ожидания граждан относительно того, что установленные законодателем меры административной ответственности будут надлежащим образом применяться.

Законодателю города Москвы и законодателям иных субъектов РФ (в случае аналогичного регулирования рассмотренного вопроса в иных регионах) надлежит внести в свои акты необходимые изменения.

Впредь до внесения таких изменений протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан уполномочены составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций города Москвы. При этом должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны оказывать содействие в привлечении к административной ответственности виновных в совершении указанных административных правонарушений и при отсутствии соответствующего соглашения между МВД России и Правительством Москвы.

Кроме этого, Конституционным Судом в настоящем Постановлении дана оценка признанным соответствующими Конституции РФ положениям абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзаца первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предложения второго части 1 статьи 28.4 КоАП РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П «По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина»

Конституционным Судом уточнены особенности привлечения к административной ответственности юрлица за допуск к управлению самоходной машиной работника, лишенного права управления транспортными средствами

При заключении трудового договора с водителем самоходной машины и последующем допуске его к управлению такой машиной работодатель обязан убедиться в наличии у него удостоверения тракториста-машиниста. Неисполнение этой обязанности будет указывать на наличие вины работодателя в допуске к управлению самоходной машиной лица, не имеющего на это специального права. Предъявление лицом удостоверения тракториста-машиниста работодателю позволяет предположить наличие у такого лица права управления самоходными машинами.

Конституционным Судом отмечено, что наличие водительского удостоверения не может служить критерием при принятии решений о приеме на работу и допуске к управлению такими машинами. Хотя по общему правилу наличие у лица водительского удостоверения или удостоверения тракториста-машиниста подтверждает право управления транспортным средством (самоходной машиной), само по себе оно не освобождает работодателей от необходимости выяснения определенных обстоятельств, которые могут свидетельствовать о его недействительности.

Постановлением Правительства от 12 мая 2022 года N 854 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. С 1 сентября 2022 года в указанную систему вносятся сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, лицах, лишенных права управления ТС, а также информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста). До создания информационной системы проверка работодателями действительности предъявленных удостоверений, в том числе с учетом возможного лишения работника водительских прав, не была обеспечена необходимыми организационно-информационными ресурсами.

До введения в действие информационной системы возложение на юридическое лицо административной ответственности за допуск к управлению транспортным средством лица, представившего в качестве действующего удостоверение тракториста-машиниста, но при этом лишенного права на управление ТС, вступало бы в противоречие с Конституцией РФ.

Часть 2 статьи 2.1 и статья 12.32 КоАП РФ не предполагают привлечения юридического лица к административной ответственности, если не было установлено, что юридическому лицу было известно о факте лишения соответствующего лица права управления ТС либо у него имелись весомые основания это предполагать и им не были использованы все доступные юридические возможности для проверки действительности представленного удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2023 N 11-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2.1 и статьи 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа»

С 1 июля 2023 года устанавливаются новые формы акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Признан утратившим силу аналогичный приказ МВД России от 04.08.2008 N 676.

Приказ МВД России от 10.02.2023 N 51 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2023 N 72682.

ФТС напомнила о необходимости указывать достоверные сведения о товарах и негативных последствиях их неверного указания

Отмечается, в частности, что заявление в ДТ недостоверных сведений по конкретным товарам, повлекшее увеличение их таможенной стоимости и неуплату в отношении них таможенных платежей (безотносительно к размеру общей таможенной стоимости товаров ДТ и общей сумме транспортных расходов), образует событие правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об АП» (пункт 16) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Поэтому в ходе административного производства устанавливается, имело ли лицо возможность (с учетом конкретных обстоятельств) перед подачей ДТ в таможенный орган осмотреть и проверить количество товаров, установить их вес, чтобы полно и достоверно заявить в ДТ сведения обо всех находящихся под таможенным контролем товарах, исключив тем самым наступление вредных последствий в виде заявления недостоверных сведений о весе брутто таких товаров. Использование лицами при заполнении ДТ сведений о товаре только из отгрузочных документов поставщика и перевозчика не свидетельствует о принятии ими достаточных мер по недопущению правонарушения.

Таким образом, заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образует объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

<Информация> ФТС России «Об ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в случае перераспределения транспортных расходов по ввозимым товарам, повлекшее изменение их таможенной стоимости»

Другие документы

Приказ ГУСП от 09.03.2023 N 37 «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, уполномоченных осуществлять административное задержание» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2023 N 72950)

Приказ Минюста России от 24.03.2023 N 47 «О внесении изменений в перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Минюста России от 31.12.2019 N 339» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2023 N 72750)

Законодательство Алтайского края

Приказ Минприроды Алтайского края от 27.03.2023 N 383 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, уполномоченных осуществлять лесную охрану (патрулирование лесов) на территории лесного фонда Алтайского края»

Постановление Администрации Егорьевского района от 02.11.2022 N 173 «О внесении изменения в постановление администрации Егорьевского района Алтайского края от 5 апреля 2022 года N 64 «Об определении объектов для отбывания обязательных работ и видов обязательных работ на территории муниципального образования Егорьевский район Алтайского края»

Законодательство Республики Алтай

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 27.03.2023 N 417-р «О внесении изменений в персональный состава Административной комиссии при Администрации города Горно-Алтайска»

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 09.03.2023 N 319-р «О внесении изменений в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Горно-Алтайска»

Судебная практика

Постановление Верховного Суда РФ от 27.03.2023 N 10-АД23-6-К6

Требование: О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 31.03.2023 N С01-2541/2022 по делу N А40-132306/2022

Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.10 за незаконное использование чужого товарного знака.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом без согласия третьего лица (правообладателя) осуществлен ввоз на таможенную территорию товара, содержащего обозначения, сходные с зарегистрированным товарным знаком, в отсутствие на то законных оснований.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2023 N Ф01-184/2023 по делу N А43-12607/2022

Требование: Об отмене постановления Управления Россельхознадзора о привлечении общества (поставщика) к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за поставку покупателю зерна рапса, не прошедшего необходимых процедур оценки (подтверждения) соответствия.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что постановление было принято неуполномоченным органом, так как правонарушение было совершено обществом на территории другого субъекта РФ (территориальная подсудность определяется местом, где совершено противоправное действие, независимо от места наступления его последствий).

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2023 N Ф01-488/2023 по делу N А79-3882/2022

Требование: О привлечении арбитражного управляющего к ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве (арбитражный управляющий не провел инвентаризацию дебиторской задолженности, а представленное им собранию кредиторов предложение о продаже активов должника не соответствовало требованиям закона).

Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему правонарушения установлено, основания для признания административного правонарушения малозначительным отсутствуют, процедура привлечения к ответственности соблюдена; назначено наказание в виде предупреждения.

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.03.2023 N 88А-6092/2023

Категория спора: НДФЛ.

Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по НДФЛ; 2) О взыскании пени, штрафа.

Обстоятельства: Проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой установлено, что лицо являлось индивидуальным предпринимателем, но в нарушение Налогового кодекса РФ налоговую базу по налогу на доходы физических лиц не исчислило.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования (Исмаилов М.Ч.) («Финансовое право», 2023, N 2)
  • Статья: Административно-деликтное законодательство стран — участников Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовой анализ (Лифанов Д.М.) («Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2022, N 5)
  • Статья: Рассмотрение мировым судьей дел по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Возможность примирения участников процесса (Евсеева О.Н.) («Мировой судья», 2023, N 2)
  • Статья: Обеспечение эффективности правового регулирования административной ответственности путем систематизации законодательства об административных правонарушениях (Петракова М.С.) («Административное право и процесс», 2023, N 1)
  • Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации (Стахов А.И.) («Административное право и процесс», 2023, N 1)
  • Статья: О системности и взаимосвязанности судебных административно-процессуальных принципов (Зюзин В.А.) («Административное право и процесс», 2023, N 1)
  • Статья: Административные деликты, отнесенные к компетенции судов (Ландерсон Н.В.) («Административное право и процесс», 2023, N 1)
  • Вопрос: Каков порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях? («Официальный сайт ФАС России», 2022)
  • Статья: Теоретические основы привлечения сотрудников МФЦ к административной ответственности: проблемы и пути решения (Юркова О.А.) («Административное и муниципальное право», 2022, N 4)