В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Приобретение объектов НФА в период проведения их инвентаризации

Вопрос

Как лучше оприходовать товары, основные средства, приобретенные в период проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности в бюджетном учреждении? Стоит ли их включать в инвентаризационную ведомость? Дата начала: 20.11.2020 г., дата окончания: 24.12.2020 г. ОС, ТМЦ приобретались с 20.11.2020 по 24.11.2020 г.

Ответ

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).

С этой целью составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

В ней делается соответствующая расписка ответственного лица на начало проведения инвентаризации.

Соответственно, если НФА были приобретены учреждением позже даты начала инвентаризации, то они в инвентаризационную опись не включаются. Если же при составлении описи ориентироваться на дату окончания инвентаризации, до которой некоторые объекты НФА еще приобретались, результаты инвентаризации будут недостоверны.

Обоснование

Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к инвентаризации объектов бухгалтерского учета.

Основания, сроки и порядок проведения инвентаризации учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики (п. 80 СГС «Концептуальные основы»).

Минфин разъяснил, что бюджетные учреждения не обязаны применять Приказ N 49 с методическими указаниями по инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).

С этой целью составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

В ней делается расписка ответственного лица о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу нефинансовых активов, сданы в бухгалтерию и никаких не оприходованных или списанных в расход нефинансовых активов не имеется.

Соответственно, если НФА (ОС и МЗ) поступили согласно первичных учетных документов от поставщиков позже даты начала проведения инвентаризации, то они в инвентаризационную опись не включаются.

В противном случае – если ориентироваться на дату окончания инвентаризации и включать в опись (в которой имеется расписка ответственного лица на начало инвентаризации) объекты по состоянию на дату окончания — результаты инвентаризации активов будут недостоверны (излишки), которые должны быть зафиксированы в количественном и стоимостном выражении (Приложение 5 к Приказу Минфина РФ N 52н).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Расходы на оплату услуг по поставке горячей воды: выбор КВР с 01.01.2021 года (244 или 247)

Вопрос

По какому КВР нужно отражать горячую воду?

Ответ

Расходы на горячее водоснабжение следует отразить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»(Приказ № 85н – перечень расходов по «новому» КВР 247 закрыт, Письмо Минфина России от 10.12.2020 N 02-08-10/109647, Письме Минфина России от 17.02.2021 N 02-05-10/10752.

Обоснование

Приказом Минфина России от 08.06.2020 N 98н в Приказ № 85н введен новый п. 48.2.4.7:

«По элементу вида расходов «247 Закупка энергетических ресурсов» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на оплату:

потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;

услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).

Данный вид расходов не применяется при оплате энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами государственных органов, функционирующими за пределами территории Российской Федерации.».

Все изменения (в данном случае — новый вид расходов) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (п. 2 Приказа N 98н).

Письмо Минфина России от 10.12.2020 N 02-08-10/109647 четко определяет: расходы на горячее водоснабжение следует отразить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Поскольку в Приказе № 85н в описании КВР 247 приведен закрытый перечень видов энергетических и (или) коммунальных ресурсов, то для отражения по ВР 247 иных расходов, не перечисленных в описании (включая горячее водоснабжение), нет оснований.

Более свежие разъяснения (аналогичные) – в Письме Минфина России от 17.02.2021 N 02-05-10/10752 «О применении вида расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов» классификации расходов бюджетов». Ведомство поясняет: расходы на водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, осуществляемое в рамках комбинированных (смешанных) договоров (договор на теплоснабжение и поставку воды, договор на теплоснабжение, в рамках которого осуществляется водоснабжение потребителя, иной договор, аналогичный по содержанию), следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Поскольку расчет размера платы за поставленную воду осуществляется на основании показаний приборов учета воды, а в случае их отсутствия — по определенным для этого формулам, в счетах на оплату энергетических и (или) коммунальных ресурсов, поставляемых в рамках вышеуказанных комбинированных договоров, суммы, подлежащие уплате за водоснабжение, рассчитанные исходя из потребленных кубометров, либо потребленных кубометров и затрат на нагрев воды, показаны обособленно, что, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, в полной мере позволяет соблюсти требования Порядка N 85н.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Учет материалов, применяемых в медицинских целях

Вопрос

На какую подстатью КОСГУ (341 и 346) расходов отнести расходы на приобретение реагентов, тест-полоски, шприцы, иглы, катетеры и списание КОСГУ 441 или 446?

Ответ

Операции учреждения здравоохранения по приобретению реагентов, тест-полосок, шприцев, игл, катетеров —  отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов 0 106 34 341, 0 105 31 341, а выбытие — по кредиту счета 0 105 31 441.

Обоснование

При отнесении материальных запасов к той или иной группе следует исходить из их целевого (функционального) назначения (Письмо Минфина России от 16.07.2020 N 02-07-10/62248).

Бухгалтерский (бюджетный) учет медикаментов, иных лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, применяемых в медицинских целях, ведите на соответствующих счетах счета 105 01 000 (п. 118 Инструкции N 157н).

Таким образом, по счету 105 01 помимо медикаментов учитываются все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.

Операции учреждения здравоохранения по приобретению реагентов, тест-полосок, шприцев, игл, катетеров —  отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов 0 106 34 341, 0 105 31 341, а выбытие — по кредиту счета 0 105 31 441.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Отражение учреждением расходов на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства. Исполнителем выделена стоимость расходных материалов

Вопрос

Казенное учреждение произвело ремонт автомобиля через сотрудника- подотчетное лицо. Сотрудник прилагает к авансовому отчету кассовый чек, в котором отражен перечень замененных автозапчастей и перечень работ с указанием количества и стоимости по каждой позиции чека.

Можно ли все расходы отнести на КОСГУ 225 как ремонт автомобиля или же необходимо принять к учету отдельно по КОСГУ 225 и 346?

Ответ

В данном случае выделение Исполнителем в документах стоимости автомобильных запасных частей не свидетельствует о необходимости их отражения в учете Заказчика как приобретенных им: запасные части ему не проданы (Письмо Минфина РФ от 23.10.2017 N 03-11-06/3/69112), а только лишь подтверждают сумму издержек самого Исполнителя, которые увеличены на сумму вознаграждения за его работу – и все вместе составляют общую стоимость работ по ремонту (ст. 709 ГК РФ), которые в полном объеме в учете Заказчика следует отразить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Обоснование

В данном случае тот факт, что Исполнителем для Заказчика в документах выделена стоимость использованных расходных материалов, не свидетельствует о необходимости отражения автомобильных запасных частей в учете Заказчика:

1) не имел место такой отдельный факт хозяйственной жизни, как реализация материальных запасов учреждению.

В противном случае, были бы составлены соответствующий договор поставки и товарная накладная по форме N ТОРГ-12 — первичный бухгалтерский документ, применяемый для оформления перехода права собственности (путем продажи, отпуска) на товар или другие материальные ценности от продавца к покупателю. ТН выписывает поставщик. Первый экземпляр остается у него и является основанием для списания ТМЦ. Второй экземпляр передается сторонней организации (в данном случае –учреждению) и является основанием для оприходования им ценностей. У покупателя (учреждения) приобретение материальных запасов оформляется на основании первичных учетных документов, которые предусмотрены условиями договора (например, счета-фактуры, товарной накладной). Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) можно при этом и не составлять (Письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795).

В рассматриваемом же случае, повторимся, данные операции не производились – автомобильные запасные части таким образом учреждением не приобретались;

2) в соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702- 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 — 739 ГК РФ), если это не противоречит ст. 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

В частности, ст. 709 ГК РФ определяет, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Учитывая вышеизложенное, в данном случае следует отразить все расходы по подстатье 225 КОСГУ, ведь, согласно перечисленных выше норм ГК РФ, выделение исполнителем в документах стоимости расходных материалов не означает необходимость их отражения в учете заказчика как приобретенных им.

Минфин России в Письме от 23.10.2017 N 03-11-06/3/69112 разъяснил по схожей ситуации, что, если в договоре (заказ-наряде, квитанции или ином документе) на оказание услуг по ремонту стоимость запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту (независимо от того, выделяется стоимость запчастей отдельной строкой или нет), такие запчасти не являются товаром, а их реализация не рассматривается как торговля. Если же при оказании услуг по ремонту заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и моторные масла и при этом оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты ремонтных услуг, продажа запчастей будет расцениваться как торговая деятельность.

Данное Письмо, конечно же, предназначено для Исполнителя и разъясняет для него отдельные моменты налогового законодательства. Но вывод из этого Письма можно разглядеть и с позиции Заказчика, которым выступает учреждение в случае ремонта автомобиля у данного Исполнителя: запасные части ему не проданы, а подтверждают сумму издержек Исполнителя на ремонт автомобиля, которые увеличены на сумму вознаграждения за его работу – и все вместе составляют стоимость ремонта.

Следовательно, у учреждения-Заказчика расходы в общей сумме подлежат отнесению на подстатью 225 КОСГУ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Учет БСО бюджетным учреждением

Вопрос

Как в бюджетном учреждении учитывать бланки строгой отчетности (а именно приобретение свидетельства об обучении). На какой КОСГУ отнести поступление?

Ответ

Расходы следует отразить по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. Это прямо предусмотрено Порядком N 209н

Учитывать свидетельства об обучении следует по общим правилам, руководствуясь п. п. 118, 337 Инструкции N 157н, п. п. 34, 37 Инструкции N 174н, Письмом Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230, Письмом Минфина России от 14.03.2019 N 02-06-10/16864, следуя положениям учетной политики учреждения.

Обоснование

Для того, чтобы определить, какую бланочную продукцию отнести к бланкам строгой отчетности (БСО) для отражения на забалансовом счете 03, следует проверить их на соответствие следующим критериям (п. 118 Инструкции N 157н):

— форма бланка утверждается правовым актом органа власти и, в частности, должна иметь серию и номер. Для хранения, выдачи и уничтожения этих бланков уполномоченный орган власти устанавливает специальные требования. Учреждение может и само утвердить форму бланков строгой отчетности, но только если это предусмотрено действующим законодательством;

— бланк изготавливается типографским способом (в основном);

— бланк имеет степень защиты.

Таким критериям удовлетворяют, например, следующие бланки (п. п. 118, 337 Инструкции N 157н):

— квитанций;

— аттестатов, дипломов;

— удостоверений;

— свидетельств, сертификатов;

— листков нетрудоспособности;

— билетов, проездных документов;

— абонементов;

— ценных бумаг;

— голограммы.

К бланкам строгой отчетности можно отнести и некоторые виды носителей информации, несмотря на то, что они полностью не отвечают вышеуказанным требованиям. Например, транспортные и топливные кар-ты (Письма Минфина России от 02.10.2018 N 02-07-10/70752, от 12.10.2012 N 02-06-10/4243).

Перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается в учетной политике учреждения (п. 337 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60399).

Учитывать свидетельства об обучении (является БСО) следует по общим правилам, руководствуясь, в частности, и названным Письмом Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230:

1) Затраты на приобретение отражаются (п. п. 34, 37 Инструкции N 174н, Письмо Минфина России от 14.03.2019 N 02-06-10/16864):

— по дебету счета Х 105 36 349 и кредиту счета Х 302 34 73X — при поступлении от поставщика на склад (до вы-дачи ответственному лицу);

— по дебету счета Х 401 20 272 и кредиту счета Х 105 36 449 с одновременным отражением на забалансовом счете 03 — при выдаче со склада ответственному лицу;

2) поступление на забалансовый счет 03, как уже отмечено, отражается при их выдаче с мест хранения работнику, ответственному за их хранение, оформление и (или) выдачу. Если бланки не принимаются на склад, то следует отражать их на забалансовом счете 03 с момента приобретения;

3) учитывать бланки следует по стоимости, утвержденной в учетной политике учреждения.

Возможны два варианта учета (п. 337 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230):

— в условной оценке (один бланк – 1,00 руб.);

— по стоимости приобретения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс